Источник: "Дайджест-директор", 06. 2001
Джордж Акерлоф
(1940-)
George A. Akerlof
Джордж Акерлоф является одним из самых оригинальных экономистов современности. Его подход к экономической теории всегда отличается свободой от рамок ортодоксальной экономической теории, междисциплинарностью, умеренным и творческим использованием математики.
Он родился 17 июня 1940 г. в г. Нью-Хэйвен, штат Коннектикут. Степень доктора философии получил в Массачусетском технологическом институте в 1966 г. Был профессором Индийского статистического института и Лондонской школы экономических и политических наук. В 1973 г. был одним из ведущих сотрудников Комитета экономических советников при президенте Никсоне. В 1977-78 гг. работал в Федеральной резервной система. С 1980 г. - профессор Калифорнийского университета в Беркли.
Наиболее известная статья Дж. Акерлофа, которая принесла ему всемирную славу и 2001 г. Нобелевскую премию - "Рынок лимонов" (1970). Не нужно думать, что предметом этой статьи является рынок цитрусовых - "лимоном" в Америке называют подержанный автомобиль. Со времени этой работы подержанный автомобиль служит образцовым примером наличия информационной асимметрии на рынке. Рассмотрим теорию Дж. Акерлофа чуть более подробно.
Рассмотрим сначала рынок, на котором продавцы и покупатели располагают одинаковой информацией о товаре: и те и другие знают, что товар неоднороден в качественном отношении, знают, какие качественные характеристики и в каких количествах встречаются в общей массе товара, но не знают индивидуальных свойств отдельных единиц товара. Примером такого рынка может служить уже упоминавшийся рынок электролампочек. Лампочки по технологическим причинам получаются неодинаковыми, и изготовитель, так же как и покупатель, может оценить продолжительность их свечения лишь статистически. При этом существует одна функция предложения лампочек, не зависящая от их качественных характеристик.
Существенно иная картина возникает, когда продавец и покупатель располагают различной информацией о качестве продаваемых единиц товара - наблюдается информационная асимметрия (информация распределена между участниками сделок асимметрично) Здесь типичным является случай, когда покупатель оценивает качество товара статистически, а продавцу известно качество каждой единицы товара индивидуально.
Рассмотрим теперь одержанных автомобилей. Покупатель знает модель, возраст, пробег автомобиля, но не знает его индивидуальных особенностей, которые выявляются только в ходе эксплуатации и которые известны продавцу. Спрос покупателя определяется статистическими характеристиками группы автомобилей, обладающих данным набором явных признаков, и рынком устанавливается единая цена для всей группы - и для лучших образцов, и для "лимонов".
Допустим, что в начальный момент по каким-то причинам на рынке оказалось поровну хороших автомобилей и "лимонов" (в настоящем разделе для простоты будем считать, что существуют только две градации качества). Цена спроса окажется простой средней арифметической из цен спроса хороших и плохих автомобилей.
Такая цена может не устроить некоторых продавцов хороших автомобилей, и они откажутся их продавать, но обладателей плохих автомобилей она может подтолкнуть к продаже. В результате доля хороших автомобилей на рынке сократится, плохих - возрастет. Покупатели оценят изменившуюся ситуацию, их спрос снизится. Снизившаяся цена побудит еще какую-то часть владельцев хороших автомобилей отказаться от продажи, рыночная доля хороших автомобилей еще снизится, снизится цена спроса и т. д. Эта тенденция ухудшения среднего качества товара на рынке в результате ухода с рынка продавцов качественных товаров получила название неблагоприятный отбор. В конце концов хорошие автомобили могут оказаться полностью вытесненными с рынка, и на нем установится равновесие спроса и предложения "лимонов". Асимметрия информации в этом случае полностью заблокирует сделки с хорошими автомобилями, хотя при полной информированности покупателей эти автомобили могли бы продаваться и покупаться по своей равновесной цене. Блокировка не возникла бы и в случае неполной, но симметричной информации (как в примере с лампочками): у продавцов хороших автомобилей, не знающих, что их автомобили хорошие, были бы точно такие же мотивы к продаже, как у владельцев "лимонов".
Но существуют лекарства от этой неблагоприятной тенденции - различные институциональные устройства типа гарантий, которые позволяют продавцам хороших автомобилей дать сигнал покупателю о высоком качестве своего товара. Владельцам плохих автомобилей невыгодно давать гарантии и поэтому они вынуждены снизить цену и сделать качество своего автомобиля явным.
Акерлофом также замечено особое значение массовых информационных асимметрий в экономике развивающихся стран. Одним из таких примеров являются кредитные рынки в Индии 1960-х годов, где местные кредиторы-ростовщики устанавливали ставку процента вдвое более высокую, чем ставка, принятая в больших городах. Но посредник, который берет кредит в городе и кредитует кого-то на селе, не имея сведений о платежеспособности заемщиков, рискует привлечь заемщиков с низкими возможностями возврата кредита и обрекает себя тем самым на убытки.
Аналогичная ситуация может происходить на фондовом рынке. В сфере информационных технологий о многих компаниях информации мало, и существует тенденция некоторого усреднения оценки их акций. При этом завышается оценка акций компаний, у которых реальная доходность ниже средней, и они приступают к разбавлению капитала. Эти компании начинают выпуск дополнительных акций под новые проекты более активно, чем высокодоходные фирмы, акции которых недооценены на рынке. В итоге фирмы с меньшей прибыльностью развиваются быстрее, и фондовый рынок заполоняют "лимоны". Когда плохо информированные инвесторы неожиданно обнаруживают свою ошибку, цена акций падает и лопается информационный пузырь.
Дж. Акерлоф исследовал также проблему дискриминации национальных меньшинств на рынке труда. Эта тема привела Дж. Акерлофа на стык экономической теории и социологии и включение в экономический анализ таких нетрадиционных для неоклассической экономической теории факторов как симпатии или уважение между людьми. Акерлоф отмечал, что такие чувства, как понимание интересов работодателя или уважение к товарищам по работе, могут привести к повышению оплаты труда и понижению вероятности безработицы. Другим научным увлечением Дж. Акерлофа, было исследование кастовой системы и ее негативного воздействия на экономическую эффективность.
Переведенные работы:
Рынок "лимонов": неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS. 1994. Вып. 6. С. 91-104.
|