Для св. Фомы экономические рассуждения являются составной частью
моральной
философии и осуществляются ради установления правовых норм. Анализ экономической
деятельности предпринимается с целью определения подходящих стандартов делового
поведения граждан и, таким образом, предстает в качестве одного из элементов
исследования справедливости. В качестве наиболее подходящей к экономической
жизни категории справедливости Аквинат рассматривал коммутативную справедливость
(от commutatio, т. е. сделка). Поэтому ключевыми темами его экономических
рассуждений являются ценность и цена, деньги и процент.
Относительно денег св. Фома подчеркивал их функции в качестве
средства обмена
товаров и единицы учета, т. е. стандарта ценности или мерительного инструмента
для сравнения относительных ценностей обмениваемых товаров. Из его рассуждений о
компенсации за задержку в выплате денег и о возмещении в связи с похищением
денег, также видно осознание им того, что деньги могут обладать экономической
значимостью, когда они на руках (особенно когда они на руках у деловых людей).
Подчеркивание роли денег в качестве средства обращения и единицы учета ведет к
осуждению практики взимания процентов как таковой, поскольку последняя
рассматривается как проявление несправедливости. Однако его анализ возмещения и
компенсации создал предпосылки для принятия позднейшими богословами lurcum
cessans*
и damnum emergens,** в
качестве основания для
легитимной положительной
нормы процента.
Справедливая цена любого товара для св. Фомы - это его текущая
рыночная цена,
установленная при отсутствии в торговой практике мошеннических или
монополистических элементов. Здесь речь идет о цене, установленной commuinter
denditur, т. е. цене, установленной скорее всем сообществом, чем
предпочтениями
и потребностями какого-либо одного его члена. Ценность товара будет зависеть от
субъективной оценки его полезности. Она также будет зависеть от издержек
производства в той степени, в которой последние влияют на условия предложения на
любом конкретном рынке. В своем анализе ценности Аквинат не осуществил ни
эффективного синтеза полезности и затратных элементов, ни выведения на этой
основе теории распределения. Эти проблемы, однако, рассматривались некоторыми
его последователями-схоластами, зачастую со ссылкой на аналитический аппарат,
созданный св. Фомой.
*Имеется в виду идея о
том, что доход которого лишается кредитор, давая ссуду, сам по себе является
основанием для взимания платы (Прим. пер.. взято из Й. Шумпетер История
экономического анализа, с. 131).
""Речь идет о
принципе, согласно которому плату следует считать нормальной или
непредосудительной, если кредитор терпит какие-либо убытки (Прим. пер.. там же,
с. 130).