economicus.ru
 Economicus.Ru » Галерея экономистов » Гэри Беккер

Гэри Беккер
(1930-)
Gary Becker
 
Нобелевские лауреаты по экономике: биобиблиографический словарь. 1969-1992. М. 1994.
Гэри Беккер
(род. 2 декабря 1930 г.)
Нобелевская премия по экономике 1992 г.
Американский экономист Гэри Стэнли Беккер родился в г. Поттсвиль (штат Пенсильвания). По окончании местного колледжа учился в Принстонском университете, где получил степень магистра по социальным наукам, а затем в аспирантуре Чикагского университета. Защитив в 1953 г. докторскую диссертацию, посвященную исследованию явления дискриминации с точки зрения экономического анализа, Б. работал некоторое время в Принстонском, а с 1957 г. в Колумбийском университетах, в должности сначала ассистента, затем доцента, а с 1960 г. профессора экономики. В 1969/70 академическом году читал по линии Фонда Форда лекции в Чикагском университете, после чего остался там на постоянную работу. С 1970 г. Б. - профессор экономики и социологии Чикагского университета, в 1984-1985 гг. возглавлял кафедру экономики. Тесно сотрудничает также с Гуверовским институтом при Стэнфордском университете.
Основная область научных интересов Б. связана с разработкой теории "человеческого капитала". Он является одним из наиболее оригинальных и влиятельных экономистов, заслугой которого стало существенное расширение рамок экономического анализа путем включения в предмет исследования многих важных социальных и экономических проблем, традиционно рассматриваемых другими общественными дисциплинами - социологией, демографией и даже криминологией.
Б. первым осуществил неоклассический анализ проблемы дискриминации на рынке труда. Также одним из первых он показал области практического применения теории капиталовложений в "человеческий фактор". Проанализировав распределение времени экономических агентов, он обобщил свои наблюдения в виде так называемой "новой экономики семьи", создавшей возможность экономического анализа таких явлений, как брак, развод, принятие решений о рождении детей и т.п.. Новаторский вклад Б. внес также в изучение проблем преступности с точки зрения экономического анализа. Отличительной особенностью его подхода является рассмотрение любого социального явления и любой сферы общественной жизни как области приложения экономического анализа.
Первой попыткой проведения данного принципа было исследование проблем расовой дискриминации с точки зрения ее влияния на рынок труда, проведенное Б. в его докторской диссертации. Диссертация легла а основу монографии "Экономика дискриминации" ("The Economics of Discrimination", 1957), в которой на основе эмпирических тестов были рассмотрены различные аспекты дискриминации с целью определения ее "социальных издержек" ("social costs of discrimination"), т.е. потерь, которые несет общество вследствие дискриминационной политики. Основное содержание книги составлял анализ системы дифференциальных уравнений, выражающих количественные различия в заработной плате у людей с различным цветом кожи с точки зрения потребителя, работодателя и наемного работника. В основу анализа был положен тезис, согласно которому дискриминация, в том числе расовая, возникает тогда, когда экономические агенты выражают готовность оплачивать нежелание вступать в контрактные отношения с агентами, имеющими иные характеристики, например с иным цветом кожи.
Предполагая, что заработная плата, выплачиваемая белым нанимателем чернокожему работнику, равна величине w, Б. доказывал, что его фактические затраты на труд составляют w (1+d), где d -положительная величина (больше 1) - была названа "коэффициентом дискриминации для нанимателя" ("employer's discrimination coefficient"). Подобным образом определялся коэффициент дискриминации за готовность белых наемных работников работать вместе с чернокожими работниками, готовность белого потребителя потреблять товары, произведенные работниками с другим цветом кожи, и т.п.. В теоретическом анализе эти коэффициенты принимались за определяемые извне константы, т.е. рассматривались как своего рода "налоги", которыми облагались работники с другим цветом кожи и их производительная деятельность. В ходе исследования Б. обосновал экономическую невыгодность для общества более высокой оплаты труда белым работникам, поскольку это повышает общий уровень затрат труда в масштабе всего общества. Дискриминация, доказывал Б., подобно протекционизму, подрывает также принцип свободной торговли. Свои выводы он проиллюстрировал на примере модели международной торговли, где две группы - белые и чернокожие -торговали между собой факторами производства и где коэффициенты дискриминации играли роль своего рода таможенных тарифов.
Теория Б. вначале вызвала скепсис и непонимание, но постепенно она обрела сторонников и последователей. В ряде случаев ее применение помогло предпринимателям-практикам избежать эксцессов во взаимоотношениях между трудом и капиталом, когда становилось очевидным, что в условиях расовой дискриминации труд оплачивается выше того, что он стоит в действительности. Работа Б., несмотря на ряд слабостей, прежде всего отсутствие анализа причин возникновения самого феномена дискриминации и постулирование некоторых ключевых положений, содержала интересную информацию эмпирического характера и привлекла внимание исследователей к целому классу специфических проблем, возникающих на рынке труда и связанных, главным образом, с расовой дискриминацией в США.
Следующей областью применения своего метода Б. избрал экономический анализ преступности и наказания - тему, лежащую на стыке экономики и права. Основы новаторского подхода Б. к этой проблеме были изложены в статье "Преступление и наказание: экономический подход" ("Crime and Punishment: An Economic Approach"), опубликованной в "Журнале политической экономии" ("Journal of Political Economy") за март-апрель 1968 г.. Б. был первым, кто попытался применить экономические понятия издержек и прибыли к пониманию поведения нарушителей закона. Уголовные законы трактовались им как результат рационального выбора в условиях неопределенности. Подобно другим рациональным решениям, экономический подход подразумевал, что существует прямая зависимость между нарушением преступником закона и его выгодой и обратная - между выгодой от преступления и его "затратами" (под которыми понимались возможность раскрытия преступления и вероятность наказания). Вывод, к которому подводил Б., заключался в следующем: на преступление, в основном, толкают экономические соображения (это не относилось к наркомании и к преступлениям, совершенным вследствие психических заболеваний). Оригинальный подход Б. получил дальнейшее развитие в сборнике "Очерков по экономике преступности и наказания" ("Essays in the Economics of Crime and Punishment", 1974), изданном под редакцией Б. в серии "Человеческое поведение" ("Human Behavior"), а также в обширной современной литературе по этой проблеме.
В начале 60-х гг. почти одновременно с Т. Шульцем и Дж. Минкером Б. обратился к проблеме человеческого капитала. Его вклад в теорию капиталовложений в человеческий фактор состоял в систематизации материала, рассматриваемого в рамках данной теории, усилении ее теоретического обоснования с позиций микроэкономического анализа, а также в значительном расширении возможностей ее практического применения. Первая статья Б. по этой тематике под названием "Вложения в человеческий капитал: теоретический анализ" ("Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis") появилась в октябрьском номере "Журнала политической экономии" за 1962 г.. Спустя два года последовала монография "Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ" ("Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis", 1964), которая при присуждении Б. Нобелевской премии была признана Шведской королевской академией наук его наиболее значительным вкладом в современную экономическую науку. В 1975 г. книга вышла вторым изданием. В 1967 г. была опубликована еще одна работа Б. по данной теме - "Человеческий капитал и личное распределение дохода: попытка анализа" ("Human Capital and the Personal Distribution of Income: An Analytical Approach").
Работы Б. в области "человеческого капитала" пришлись на время интенсивного поиска в американской экономической науке оптимального сочетания теории и эмпирических данных в прикладных экономических исследованиях. Это время характеризовалось также возобновлением общественного интереса к проблеме социального неравенства.
Ключевая идея книги "Человеческий капитал" состояла в доказательстве экономической целесообразности крупных вложений капитала - как частных, так и на государственном уровне - в человеческий фактор. Б. убедительно показал, что крупные затраты на образование и подготовку будущих специалистов, в медицинское обслуживание, в разного рода социальные программы, направленные на сохранение, поддержание на должном уровне и воспроизводство кадров, равноценны инвестициям в создание и приобретение новых машин, оборудования и технологий, обеспечивая в будущем такие же, если не большие, прибыли как частному бизнесу, так и всему обществу.
Инвестиции в человеческий капитал Б. определял как совокупность прямых денежных затрат на образование и доход, недополученный за время, затраченное на обучение. Он показал, что образование прибыльно с точки зрения индивида в том случае, если реальная стоимость затрат (издержек) на образование и прибыль составляют положительную величину. Более того - в той степени, в какой заработная плата отражает реальные предельные продукты труда, вложения в "человеческий капитал" являются действительными инвестициями с точки зрения общества. Б. обосновал возможность подсчитать прибыльность этих инвестиций как с позиций отдельного индивида, так и общества в целом.
Плодотворным применением теории человеческого капитала было различение Б. общего образования и специального обучения. Он, в частности, показал, что хотя общее образование повышает в целом уровень мастерства индивида, а следовательно, его предельную (как и среднюю) производительность в разнообразных областях производства, отдельный предприниматель, использующий наемный труд, может рассматривать себя в положении человека, которому предлагают оплатить общественное благо, не давая гарантий, что работник будет использовать свое возросшее мастерство в конкретной работе, которую ему поручат. Исходя из этих соображений, Б. обосновывал сдержанное отношение работодателей к системе общего образования в расчете на его оплату самим индивидом или каким-либо общественным институтом, как, например, государством. С другой стороны, он показал прямую заинтересованность предпринимателей в специальном обучении работника, которое способствует росту производительности работника в конкретном бизнесе и позволяет самому предпринимателю улавливать ту долю прибыли, которая возникает в результате этого роста.
Б. применил теорию человеческого капитала к проблеме неравенства доходов, подчеркнув значение инвестиций в обучение и образование для эволюции возможностей получения дохода на протяжении жизненного цикла, в отличие от простого сопоставления размеров дохода между людьми в определенный период. Он также одним из первых исследовал и попытался выразить количественно связь между способностями и образованием, провел различение человеческого капитала вообще и специфического человеческого капитала фирмы, дал объяснение ряду эмпирических наблюдений. Так, например, с позиций теории человеческого капитала была объяснена большая мобильность более молодых работников, в частности, их готовность перейти на работу, связанную с переездом на другое место жительства. Данная проблема имела ранее традиционное объяснение (инертность старшего возраста и т. п.). Б. же объяснял это явление тем, что более старые работники располагают меньшим временем, чтобы получить прибыль от перемещения на новое место работы.
Непосредственно с работами по теории капиталовложений в человеческий фактор связаны исследования Б. в области экономики семьи, которые находятся на стыке экономики, демографии, социологии, права и даже морали. Он подверг экономическому анализу семью, в том числе брак, развод, выбор числа детей; решение вопросов, связанных с их здоровьем, воспитанием, обучением и образованием и т.п.. Исследования Б. в этой области получили название "новой теории потребления" ("new theory of consumption"). Б. считается одним из создателей этой теории наряду с Дж. Матом и К. Ланкастером. В отличие от них, в своих работах Б. делает упор на анализ альтернативного использования времени.
Основная идея "новой теории потребления" Б., изложенной впервые в статье "Теория распределения времени" ("A Theory of the Allocation of Time") в сентябрьском номере "Экономического журнала" ("Economic Journal") за 1965 г., заключалась в подходе к семейной экономике как своего рода "малой фабрике", производящей основные товары - питание, образование и т. п. за счет использования рыночных товаров и времени ее членов и таким образом воспроизводящей кадры работников и обеспечивающей первичное разделение труда. Члены семейного хозяйства предлагают свое время на рынке труда за определенную заработную плату, а ее размер обеспечивает возможные затраты времени (cost of time) каждому потребителю. Идея Б. заключается в том, что любое потребление стоит времени. Такой подход, по его мнению, приближает традиционную теорию потребления, оперирующую только ценами и доходом в качестве анализируемых переменных, к реальности.
В статье вначале анализировался родительский выбор относительно "качества" и количества детей в семье. Термин "качество" использовался для обозначения инвестиций родителей в поддержание здоровья, воспитание, обучение и образование детей. Б. отталкивался от классического анализа проблем народонаселения, изложенного в знаменитом труде Т. Р. Мальтуса "Опыт о законе народонаселения" ("An Essay on the Principle of Population"). В отличие от Т. Р. Мальтуса, фиксировавшего, по мнению Б., внимание на ограничениях роста населения, связанных с ограниченностью ресурсов и технологическими факторами, Б. сделал акцент на выборе и рациональном поведении как факторах, имеющих не меньшее, если не большее значение с точки зрения воспроизводства населения. Не подтверждается, по мнению Б., и положение теории Мальтуса о прямой зависимости между динамикой народонаселения и заработной платой, имеющей тенденцию держаться на уровне прожиточного минимума. В действительности наблюдается обратная зависимость между рождаемостью и доходом.
В основу статьи была положена идея, что "качество" ребенка -обратная сторона количества детей, и в современной семье потребность в детях реализуется в форме замены большего количества детей ростом "качества" одного ребенка, т. е. возрастанием затрат на здоровье, воспитание и образование одного ребенка. В целом, показывал Б., в семьях и странах с более высоким уровнем доходов в детей инвестируется больше ресурсов вследствие большего инвестирования на одного ребенка, даже если общее число детей меньше. Замещение количества на качество было показано Б. в виде усиливающейся тенденции, вследствие которой большие затраты семьи на одного ребенка делают каждого ребенка более "дорогостоящим" и сокращают еще более спрос на количество детей. Воспроизводя в современном виде мальтузианскую теорию народонаселения, Б. создал новую область в современной экономике. Разработанная им теория распределения времени, или теория семейного производства (allocation of time/household production theory) имеет широкое применение в современной микроэкономике.
Проблема определения цены времени в рамках семейной экономики имеет, в частности, принципиальное значение для многих разделов современной экономической теории, в том числе в области принятия решений в рамках семейной экономики, определения спроса на женский труд и др.. Так, в качестве одной из причин падения рождаемости вместе с промышленным развитием было повышение цены женского труда на рынке труда. Проблема определения цены времени является одной из центральных для экономики городов или экономики транспорта. Исследования Б. показывают необходимость учета при определении этой величины стоимости всего времени, затрачиваемого в домашнем хозяйстве. Эта проблема важна сама по себе с точки зрения влияния внерыночного производства на жизненный уровень. Элементы анализа распределения времени между рыночным и нерыночным секторами экономики начинают проявляться и в современных макроэкономических моделях делового (экономического) цикла.
Идеи Б. в области "новой теории потребления" и экономики семьи получили дальнейшее развитие в работах "Распределение времени и товаров на протяжении жизненного цикла" ("The Allocation of Time and Goods Over the Life Cycle", 1975), "Экономический подход к поведению человека" ("The Economic Approach to Human Behavior", 1976), а также учебном "Трактате о семье" ("A Treatise of the Family"), изданном в 1981 г. (в 1991 г. книга вышла вторым изданием, она переведена на испанский и китайский языки) и в ряде др. статей, опубликованных в конце 80-х - начале 90-х гг.. В них Б. разрабатывал различные аспекты теории экономики семьи, расширив ее рамки в целом ряде интересных направлений, в том числе рассматривая проблему различий между поколениями внутри одной семьи, влияние рождаемости на экономический рост и др..
В статьях "Теория брака" ("A Theory of Marriage") (в двух частях) и "Теория социальных взаимодействий" ("A Theory of Social Interactions") (обе статьи были опубликованы в "Журнале политической экономии" в 1973 и 1974 гг.) он исследовал проблему распределения ресурсов внутри семьи при условии, что ее члены связаны альтруистическими чувствами. Последнее условие необходимо с точки зрения мотивации потребности в детях и принятия решений о рождении детей и затратами капитала на их развитие.
В общей сложности перу Б. принадлежит более десятка монографий, большинство которых вышло не одним изданием и переведено на другие языки, а также около 50 статей. Его имя хорошо известно широкому читателю также благодаря работе в качестве экономического обозревателя в еженедельнике "Бизнес уик" ("Business Week"), где он ведет собственную колонку с обзором наиболее примечательных событий экономической жизни в США и за их пределами.
Премия памяти Альфреда Нобеля по экономике за 1992 г. была вручена Б. "за расширение области применения микроэкономического анализа к широкому кругу проблем человеческого поведения и взаимодействия, включая поведение вне рыночной сферы".
Помимо Нобелевской премии по экономике Б. был удостоен премии им. B. C. Войтински Мичиганского университета (1965 г.), медали Джона Бейтса Кларка Американской экономической ассоциации (1967 г.), Премии за профессиональные достижения Чикагского университета (1968 г.). Он является членом американской Национальной академии наук, Американской академии наук и искусств, Американской ассоциации стандартов, создателем, членом Академии образования (в 1965-1967 гг. - вице-президент), членом общества "Мон-Пелерин". В 1974 г. был вице-президентом, а в 1987 г. президентом Американской экономической ассоциации.
Основные труды: The Economics of Discrimination. Chicago, 1957; Human Capital. Chicago, 1964; A Theory of the Allocation of Time//Economic Journal. Vol. 75 (N 299). 1965, September, pp. 493-508; Crime and Punishment: An Economic Approach//Journal of Political Economy. Vol. 76 (N 2). 1968, March/April, pp. 169-217; Human Capital and the Personal Distribution of Income: An Analytical Approach. Ann Arbor, 1967; Economic Theory. New York, 1971; Essays in the Economics of Crime and Punishment. New York, 1974; The Allocation of Time and Goods Over the Life Cycle. New York, 1975 (совм. с Г. Гезом); Essays in Labor Economics in Honor of H. Gregg Lewis//Journal of Political Economy. Special Supplement. Vol. 84 (N 2), pt. 2. 1976, August; The Economic Approach to Human Behavior. Chicago, 1976; A Treatise on the Family. Cambridge, Mass., 1981.
О лауреате: Shackleton J. R. Gary S. Becker: The Economist as Empire-Builder//Twelve Contemporary Economists/J. R. Shackleton, G, Locksley (ред.). New York, 1981; Sandmo A. Gary Becker's Contribution to Economics//Scandinavian Journal of Economics. 1993. Vol. 95. N 1, pp. 5-23; Rosen S. Risks and Rewards: Gary Becker's Contributions to Economics//ibid., pp. 25-39.
Литература на русском языке: Лопатников Л. Тридцать второй лауреат//Деловой мир. 1992, 9 декабря; Маркетинг. 1993. N 1. С. 141; 1994. N 1. cc. 127-131.
Новости портала
Рекомендуем посетить
Allbest.ru
Награды
Лауреат конкурса

Номинант конкурса
Как найти и купить книги
Возможность изучить дистанционно 9 языков
 Copyright © 2002-2005 Институт "Экономическая школа".
Rambler's Top100