economicus.ru
 Economicus.Ru » Галерея экономистов » Джеймс М. Бьюкенен

Джеймс М. Бьюкенен
(1919-)
James M. Buchanan
 
Источник: Джеймс Бьюкенен. Сочинения. Пер. с англ. Серия: "Нобелевские лауреаты по экономике". Т.1./ Фонд экономической инициативы; Гл.ред.кол.: Нуреев Р.М. и др./ - М., "Таурус Альфа", 1997.
Бьюкенен Дж.
ГЛАВА 10
ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПРАГМАТИЗМА: ПЕРСПЕКТИВЫ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕВОЛЮЦИИ

ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО И ВЫЗОВ
Эта схема непредсказуемо и коренным образом изменилась в 60-х годах XX века. Несколько факторов послужило тому причиной. Еще в 40-х и начале 50-х годов ученые из "академических рощиц" стали создавать упрощенные теории, или модели, демократического процесса, которые должны были позволить передохнуть тем, кто серьезно думал о внедрении социалистических идеалов. Правительственные действия, решения о которых принимались в соответствии с принципом мажоритаризма, считавшегося сутью демократии, не обязательно работают на "благо общества". И вероятно, еще более настораживало теоретическое доказательство того, что они необязательно последовательны.1 Более того, было признано, что бюрократический персонал обязательно управляет правительственными программами на стадии практической реализации и разработаны теории поведения, основанные на элементарном предположении, что бюрократы - это те же обычные люди.2 Концептуально, была заложена основа для возникновения теорий провалов государства, которые во многом подобны более известным теориям провалов рынка.
Эти преимущественно интеллектуальные изыскания сопровождались и отошли в общественном сознании на второй план перед накапливающимися свидетельствами того, что государственная "панацея" не приводит к чудесам. По ходу дела, коллективный орган, принимающий решения, был вынужден одобрять программы, истоки которых лежали в умах ученых и лозунгах политиков, а не в требованиях граждан. К несчастью, многие граждане и некоторые политики ожидали больших результатов, чем могла дать институциональная структура. Лозунг "Новые рубежи" был очень быстро трансформирован в реалии "Великого общества" именно в тот момент, когда общественность начала терять терпение из-за государственной расточительности. Граждане были раздражены напористыми судами, чье поведение служило свидетельством того, что границы "государства защищающего" повсеместно преступались. Это заметила большая часть общества. Масштабы злоупотреблений законодательных и судебных органов соответствовали тому, сколь независимой была деятельность органов правительства Соединенных Штатов, занимающихся иностранными делами, прежде всего в ходе вьетнамского конфликта. Наблюдаемые провалы на всех уровнях федерального управления спровоцировали антиправительственные настроения - явление почти что уникальное для американской истории.
Однако смысл происходящего в сфере политики был скрыт проходящей в то время революцией в поведении 60-х годов, которая сама отчасти была вызвана теми же силами. Поскольку провалы государства стали более широко признаваться, уменьшалось личное уважение к "закону". Политика стала еще более откровенной погоней за прибылью и еще более усилились требования к государству: "руки прочь". Поскольку было видно, что федеральные суды "проводят" в жизнь законы в соответствии со своими идеализированными представлениями, для индивидов естественным стало различать "хорошие" и "плохие" законы с помощью своего личного критерия. Вызванные первоначально исключительно похвальным желанием достичь расовой справедливости, незаконные демонстрации были направлены против действия "плохих законов" вообще, и судебная система смотрела на них сквозь пальцы, поскольку оказалась неспособной обеспечить соблюдение существующих правовых норм. Ограниченная потребность в людских ресурсах для ведения локальных войн привела к тому, что воинская повинность стала считаться несправедливой и чрезвычайно дискриминационной. В последние годы десятилетия протест был в порядке вещей. Почтенные институты, которые существовали на протяжении длительного времени благодаря соблюдению неписанных правил поведения, работоспособные структуры, основанные на принципе упорядоченной анархии, такие как университеты, оказались чрезвычайно уязвимыми, поскольку размылось добровольное уважение к правилам. Неспособность и нежелание защищать установленные "права" могли означать только одно - произошел настоящий сдвиг в базисной системе контроля.
Замешательство, характерное для 60-х, было вызвано смешанными чувствами, поскольку непротестующие граждане взывали к "законности и порядку", упустив из виду, что беспорядок имеет своим источником государство. Законопослушный гражданин не смог понять собственное трудное положение. Он видел явную эрозию общественного капитала; он читал о росте преступности, а иногда и сам страдал от нее; он замечал изменения в поведении окружающих его людей и считал это признаком потери личного уважения и терпимости. Он требовал "законности и порядка", что означало скорее увеличение, а не уменьшение степени коллективизации общества. Он пытался призвать к ответу "государство защищающее", внешнего гаранта, и он требовал, чтобы это государство пересмотрело бесспорные права, определенные в конституционном договоре.
Однако государство не может взмахнуть волшебной палочкой, после чего ситуация немедленно улучшится. Если система индивидуальных прав пришла в расстройство, для лучшего и более эффективного обеспечения их соблюдения требуется повысить уровень раскрываемое(tm) преступлений и более сурово наказывать нарушителей закона. Но тогда человек оказывается перед дилеммой наказания. Тот гражданин, который требовал эффективного обеспечения соблюдения прав, вполне может не желать роста суровости и неизбежности наказания, которые как раз и необходимы для этого. Государство реагирует на сложившуюся ситуацию, используя те способы корректировки, которые могут вызвать минимальную обратную реакцию граждан. Оно нанимает больше полицейских, но не ужесточает степень строгости наказания, а скорее смягчает ее. Оно реагирует на тюремные бунты, "награждая" заключенных - улучшая условия их содержания. Издержки несут налогоплательщики, а размер государства увеличивается.
Гражданин реагирует на критику Джорджем Уоллесом бюрократической суперструктуры. Он отказывает в праве на легитимность государственным органам и чувствует свою все возрастающую незащищенность перед лицом государственного господства. Однако в это же самое время индивид вовсе не желает отказываться от своей доли в особых благах, которые, как он думает, может обеспечить только государство. Жители предместий американских городов, которые так неистовы в своем неприятии перевозки их детей на автобусах в школу, расположенную в другом районе, даже не желают ставить под вопрос право коллективной организации принудительно взимать налоги со всех семей с целью финансирования обучения в школах детей лишь из некоторых семей (и, как следствие, "субсидировать производство" большего количества детей в перенаселенном мире).

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Хотя истоки идей, изложенных здесь и в других работах, лежат в более ранних исследованиях, современная революция в подходе к политическому выбору при демократии начата Кеннетом Эрроу и Дунканом Блэком. См.: K.Arrow. Social Choice and Individual Values; D. Black. Theory of Committees and Elections. Обе книги остались в тени работ, опубликованных ранее. О моем собственном интересе к теории общественного выбора свидетельствует ряд статей, опубликованных в 1950 и 1954 годах, которые были перепечатаны в моей кн.: Fiscal Theory and Political Economy. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1960. Энтони Даунс в своей работе, опубликованной в 1957 году, анализировал политические партии по аналогии с фирмами, максимизирующими прибыль. См. его работу: An Economic Theory of Democracy. New York: Harper and Row, 1957.
2 Истоки современной теории бюрократии, как и теория коллективного выбора можно обнаружить в традиционной литературе. Но современное изменение системы воззрений на бюрократию связаны с несколькими основными работами. CM.:Tullock. The Politics of Bureaucracy; Anthony Downs. Inside Bureaucracy. Boston: Little Brown, 1967; Niskanen. Bureaucracy and Representative Government. Сопоставление msb^ и традиционных концепций проведено в кн.: Ostrom. The Intellectual Crisis m Amer Public Adminictration.
Новости портала
Рекомендуем посетить
Allbest.ru
Награды
Лауреат конкурса

Номинант конкурса
Как найти и купить книги
Возможность изучить дистанционно 9 языков
 Copyright © 2002-2005 Институт "Экономическая школа".
Rambler's Top100