Я изменил порядок изложения по сравнению с логикой схемы, согласно которой абстрактный конституционный договор, определяющий и закрепляющий индивидуальные права, предшествует постконституционному договору, посредством заключения которого организуется обмен как частными, так и общественными благами между индивидами уже после того, как права определены и повсеместно признаны. Я изменил порядок изложения из Дидактических соображений. Теория постконституционных договоров и обмена частными ли (сфера традиционной микроэкономики) или общественными благами, менее сложна, чем теория конституционного договора. Но именно потому, что сложности последней обычно игнорировались или просто отбрасывались, "теперь мы можем провести подробный и тонкий анализ второй стадии взаимодействий между людьми.
За исключением вводного параграфа следующего раздела, я также абстрагировался от наиболее важной части постконституционного договора - обмена частными, или делимыми, товарами и услугами. Этот пробел отчасти является следствием широкого распространения теории такого обмена. Но, что более важно, - этот очевидный недостаток анализа оправдан целью, которую я преследую в настоящей книге. Истоки непонимания роли государства не лежат в традиционной теории обмена частными благами, чего нельзя сказать о "вторичной" теории общественных благ.
Кроме того, я ограничиваю свой анализ, акцентируя внимание на процессе заключения постконституционного "общественного договора" в его чистом виде. Я не буду рассматривать занимательные теоретические и практические проблемы, возникающие в том случае, когда совместность потребления и/или неисключимость индивида из потребления обусловливают необходимость многосторонних сделок между группами, размер которых меньше количества членов всего общества, которое предполагается заданным экзогенно.1 Иными словами, не будут анализироваться ни фискальный федерализм, ни теория клубов.2 Обсуждение этих вопросов, которые интересны уже сами по себе, отвлекло бы внимание от тех особых проблем многостороннего общественного договора, которые я хотел бы рассмотреть в данной книге.
В этой главе я продолжу исследование в рамках модели, в которой, по существу, отсутствует время; предполагается, что договоры должны выполняться немедленно и теми же людьми, которые вступают в соглашения.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 См. статью, в которой рассматриваются некоторые проблемы, возникающие из-за этой абстракции: Dennis Mueller. "Achieving a Just Polity". American Economic Review, 44, May 1974, pp.147-52. Хотя Мюллер развивает свою аргументацию в контексте критики работы Джона Ролза, большая часть его анализа имеет прямое отношение и к аргументам, приводимым в этой книге.
2 Две недавно вышедшие книги, в которых подробно анализируются многие из этих вопросов: Wallace E. Oates. Fiscal Federalism. New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1972; Richard E. Wagner. The Fiscal Organization of American Federalism. Chicago: Markham Publishing Co., 1971.