economicus.ru
 Economicus.Ru » Галерея экономистов » Уильям Нисканен

Уильям Нисканен
(-)
William Niskanen
 
Источник: The Concise Encyclopedia of Economics. W. Niskanen. Reaganomics. Перевод А. С. Скоробогатова.
Уильям А. Нисканен
Рейганомика
"Рейганомика" была наиболее серьезной попыткой изменить направление американской экономической политики со времени Нового курса. "Только сократив рост государства, - говорил Рональд Рейган, - мы сможем увеличить рост экономики". Рейгановская программа экономического подъема 1981 г. включала в себя четыре главные политические цели: (1) снизить рост государственных расходов; (2) снизить предельные ставки подоходного налога как для работников, так и для предпринимателей; (3) уменьшить регулирование; (4) снизить инфляцию путем контроля за ростом денежной массы. От этих основных изменений в политике ожидалось, что они, в свою очередь, увеличат сбережения и инвестиции, а также темпы экономического роста, сбалансируют бюджет, обеспечат устойчивость финансовых рынков и снизят инфляцию и процентные ставки.
Такие образом, при любой оценке рейгановской экономической программы должно быть поставлено два главных вопроса: сколько предлагаемых изменений в политике получило поддержку? Сколько ожидаемых экономических результатов осуществилось? Рейганомика продолжает оставаться предметом споров. Однако для тех, кто не рассматривает рейганомику, исходя из идеологических установок, оценка такого значительного изменения в экономической политике будет зависеть от его реальных экономических последствий.
Президент Рейган добился каждой из своих четырех главных политических целей, хотя и не в той степени, как надеялись он и его сторонники. Годовой рост реальных (скорректированных с учетом инфляции) федеральных расходов снизился с 4% при администрации Картера до 2.5% при администрации Рейгана, и это несмотря на рекордное для мирного времени увеличение реальных оборонных расходов. Однако эта часть фискальной политики Рейгана отражает только смягчение, а не обращение вспять прежних фискальных тенденций. Рейган не осуществил никаких серьезных изменений в основных трансфертных программах (таких как социальное обеспечение и страхование здоровья престарелых) и не предложил каких-либо значительных сокращений в других местных программах после своего первого бюджета.
Более того, увеличение оборонных расходов в период его первого срока превысило тот уровень, который был им предложен во время своей предвыборной компании 1980 г., и поскольку экономический рост был несколько медленнее, чем ожидалось, Рейган не смог осуществить сколько-нибудь значительного сокращения федеральных расходов по отношению к национальному выпуску. Федеральные расходы в 1981 фискальном году составляли 22.9% ВВП, увеличились к середине периода его администрации и снизились до 22.1% ВВП в 1989 фискальном году. Эта часть истории его администрации вызвала, вероятно, наиболее сильное разочарование его сторонников.
Более существенными были изменения в федеральном налоговом кодексе. Верхний предельный уровень подоходного налога был снижен с 70% до 28%. Ставка налога на прибыль была снижена с 48% до 34%. Различные категории индивидуальных налогов были индексированы. Наиболее бедные слои населения были освобождены от уплаты налогов. Эти меры отчасти были компенсированы увеличением других налогов. Увеличение налога на социальное обеспечение было законодательно закреплено в 1977 г., но, будучи запланировано на восьмидесятые годы, осуществлялось постепенно. Повышены были некоторые акцизные налоги, а кое-какие сокращения акцизных налогов были уменьшены или отменены.
Важнее то, что было осуществлено глубокое изменение в налогообложении бизнеса. В 1981 г. был одобрен большой пакет инвестиционных стимулов, однако вплоть до 1985 г. он постепенно урезался, а в 1986 г. налоговая база для доходов предпринимательского сектора была существенно расширена. Было уменьшено смещение в налогообложении различных видов инвестиций, но была увеличена средняя фактическая налоговая ставка на новые инвестиции. Не ясно, дала ли эта мера усовершенствование в чистом виде налогового кодекса. В общем и целом, сочетание пониженных налоговых ставок и более широкой налоговой базы как для физических, так и для юридических лиц, привело к уменьшению доли федеральных доходов в ВВП с 20.2% в 1981 фискальном году до 19.2% в 1989 фискальном году.
Ослабление экономического регулирования, начавшееся при администрации Картера, продолжалось, хотя и более медленными темпами. Рейган частично ослабил и частично отменил контроль над ценами на нефть и природный газ, кабельное телевидение, междугородную и международную телефонную связь, автобусные перевозки между штатами и морские перевозки. Банкам было разрешено инвестировать в более широкий набор активов, а антимонопольное законодательство было упрощено. Серьезным исключением здесь было большое увеличение импортных барьеров. Администрация Рейгана не предложила никаких изменений в законодательстве, связанных со здравоохранением, безопасностью и экологией, однако количество правовых норм в рамках существующего законодательства было сокращено. Дерегулирование, очевидно, стояло на последнем месте среди основных элементов рейгановской экономической программы.
Денежная политика была изменчивой, однако, если брать ее чистый результат, - довольно успешной. Рейган поддержал сокращение роста денежной массы, начатое ФРС в конце 1979 г., что привело, с одной стороны, к суровому кризису 1982 г., с другой стороны, - к сильному снижению темпов инфляции и процентной ставки. Администрация круто изменила свою позицию в одном из направлений денежной политики: в течение первого срока администрация не делало интервенций на валютном рынке, но начиная с 1995 г., иногда стала делать это с целью снижения и стабилизации обменного курса доллара.
Последствия этой политики были, по большей части, положительными, хотя они и вызывали некоторое разочарование при их сравнении с обещаниями администрации. Экономический рост увеличился по сравнению с 2.8%, бывшими при администрации Картера, однако это ложное впечатление, поскольку рост трудоспособного населения в период президентства Рейгана был значительно медленнее. Реальный ВВП на одного трудоспособного гражданина, возросший при администрации Картера только на 0.8%, при Рейгане вырос на 1.8%. Увеличение производительности труда было выше: часовая выработка в коммерческом секторе, не менявшаяся при Картере, в президентство Рейгана возросла на 1.4%. Производительность в обрабатывающей промышленности выросла на 3.8%, что стало рекордным показателем для мирного времени.
Большинство других экономических условий также улучшилось. Безработица сократилась с 7.0% в 1980 г. до 5.4% в 1988 г.. Темп инфляции снизился с 10.4% в 1980 г. до 4.2% в 1988 гг.. Имевшее место в то время сочетание условий доказывает существование долгосрочной связи между уровнем безработицы и темпом инфляции. В других областях изменения были более смешанного характера: резко увеличились темпы появления новых фирм, однако количество банковских банкротств было рекордным со времени 1930-х годов. Резко выросла реальная процентная ставка, однако цены на обыкновенные акции, скорректированные с учетом инфляции, увеличились вдвое.
Американская экономика в президентство Рейгана была чрезвычайно нестабильной, несмотря на благоприятные общие экономические условия. Это было "созидательным разрушением", характеризующим здоровую экономику. В конце периода рейгановской администрации американская экономика пережила самый длительный подъем, какой когда-либо имел место в мирное время. Стагфляция и "недомогание", тиранившие американскую экономику с 1973 по 1980 гг. благодаря экономической программе Рейгана сменилась устойчивым периодом более высокого роста и более низкой инфляции.
При ретроспективном взгляде представляется, что главными достижениями рейганомики было сильное снижение предельных налоговых ставок и темпов инфляции. Более того, эти изменения были достигнуты при гораздо меньших издержках, чем ожидалось. Например, несмотря на большое сокращение предельных налоговых ставок, доля федеральных доходов в ВВП сократилась лишь ненамного. Подобным образом, крупное снижение темпов инфляции было достигнуто без длительного положительного воздействия на уровень безработицы. Одной из причин этих улучшений была широкая двухпартийная поддержка этих мер, начиная с последних лет администрации Картера. Например, первое предложение Рейгана относительно налогов было подписано демократическим Конгрессом еще в 1978 г., а общая структура закона о налоговой реформе 1986 г. впервые была предложена двумя молодыми демократическими членами Конгресса в 1982 г.. Подобным образом, "монетаристский эксперимент" с контролем инфляции был инициирован в октябре 1979 г. вслед за назначением администрацией Картера на пост председателя совета управляющих ФРС Пола Уолкера. Поддержка обеими партиями этих направлений политики позволила Рейгану осуществить более радикальные изменения, чем в других сферах экономической политики.
Рейган не смог достичь первоначальных целей исходной программы. Имело место значительное перераспределение федерального бюджета с сокращением дискреционных внутренних расходов на оборону, компенсационные выплаты и обслуживание долга, однако доля федерального бюджета в национальном выпуске снизилась мало. Этот результат имел место благодаря как администрации, так и Конгрессу. Рейган поддержал крупное увеличение оборонных расходов и не хотел реформировать основные компенсационные программы, а Конгресс не желал дальнейшего сокращения дискреционных внутренних расходов. Подобным образом, ни администрация, ни Конгресс не желали поддерживать толчок в сторону дерегулирования или реформы в регулировании здравоохранения, безопасности и экологии.
Вместе со всеми положительными результатами политика Рейгана в конце второго срока его президентства оставила после себя также и плохой след, что выразилось в трех последствиях. Во-первых, федеральный долг частному сектору возрос с 22.3% до 38.1% ВВП, и, несмотря на рекордный для мирного времени подъем, дефицит федерального бюджета составил 2.9% ВВП. Во-вторых, имевшая место ранее неудача в решении проблемы сбережений и ссуд привела к дополнительному долгу в 125 миллиардов долларов. В-третьих, администрация создала больше дополнительных торговых барьеров, чем какая-либо другая администрация со времен Гувера. Доля американского импорта при некоторой форме торговых ограничений возросла с 12% в 1980 г. до 23% в 1988 г..
По поводу этих проблем имело место более чем достаточно обвинений. Рейган выступал против увеличения налогов, а Конгресс поддерживал сокращение внутренних расходов. В администрации медленно происходило осознание проблемы сбережений и кредитов, а Конгресс побуждал к воздержанию от закрытия обанкротившихся банков. В своих выступлениях Рейган высказывался в защиту свободной торговли, однако угроза для различных отраслей и Конгресс способствовали значительному увеличению торговых барьеров за счет создания новых. Будущее рейганомики будет, во-многом, зависеть от того, как будет преодолено каждое из этих трех негативных последствий. Ограничение расходов и регулирования представляло бы поддержку для рейганомики. Однако увеличение налогов и возрождение регулирования внутренней и внешней торговли свело бы рейганомику к интересному, но временному эксперименту экономической политики.
Экономическая программа Рейгана привела к значительному улучшению хозяйственных условий, однако "рейгановской революции" не произошло. Ни одна из крупных федеральных программ (за исключением разделения доходов) и ни одно учреждение не были упразднены. Политический процесс продолжает создавать спрос на новые и более обширные программы, но американские избиратели по-прежнему сопротивляются увеличению налогов, необходимому для оплаты этих программ. Решение этого неотъемлемо присущего современной американской политике конфликта требует большего общественного согласия относительно роли федерального правительства, определенных конституционных поправок и нового поколения политических лидеров.
Об авторе
Уильям А. Нисканен в настоящее время является председателем Като института. В 1981-85 гг. он был членом Совета экономических консультантов при президенте Рейгане. Обозреватель Вошингтон пост Лоу Кэннон охарактеризовал книгу Нисканена Рейганомика как отчетливый и объективный отчет об экономической политике администрации Рейгана.
Литература
Lindsey, Lawrence B. The Growth Experiment: How the New Tax Policy Is Transforming the U.S. Economy. 1990.
Niskanen, William A. Reaganomics. 1988.
Как найти и купить книги
Возможность изучить дистанционно 9 языков

 Copyright © 2002-2005 Институт "Экономическая школа".
Rambler's Top100