economicus.ru
 Economicus.Ru » Галерея экономистов » Роберт Оуэн

Роберт Оуэн
(1771-1858)
Robert Owen
 
Источник: The Robert Owen Memorial Museum. Перевод А. С. Скоробогатова
Роберт Оуэн 1771-1858
Введение
"Мой собственный жизненный опыт и размышления привели меня к убеждению, что человеческая природа в основе своей является доброй, и ее можно обучить, воспитать и начиная с рождения поставить в такое положение, что, в конечном счете (т. е. как только наиболее значительные ошибки и искажения настоящей лживой и безнравственной системы будут преодолены и искоренены), она целиком должна стать внутренне единой, доброй, мудрой, богатой и счастливой. И я почувствовал, что для достижения этого славного результата можно не задумываясь ни на минуту пожертвовать собственным характером, счастьем и жизнью. И моим решением было преодолеть все препятствия и достигнуть успеха в этой попытке или умереть".

Роберт Оуэн, сын седельного мастера и торговца скобяными изделиями, стал одним из самых преуспевающих фабрикантов эпохи Промышленной революции, заслужив репутацию производителя превосходного сукна. Однако свой след в истории он оставил не как успешный и уважаемый предприниматель, а как один из наиболее выдающихся социальных реформаторов эпохи, основатель современного британского социализма и вдохновитель кооперативного и профсоюзного движений.
Роберт Оуэн - оригинальный мыслитель, человек воображения, филантроп, визионер и идеалист, но при этом имевший силы сделать попытку и реализовать свои идеи.
Детство и ученичество
"Я был лучшим бегуном и прыгуном в школе. Я засиживался в библиотеках священников, врачей и юристов_ Обычно за день я прочитывал целый том_ Я читал все биографии философов и великих людей, какие только мог найти".

Роберт Оуэн родился в Нью Тауне (Средний Уэльс) в 1771 г.. Он был шестым ребенком местного седельного мастера и торговца скобяными товарами. Веселый и активный мальчик, он с удовольствием делал все, что присуще детям: играл в футбол, учился танцевать и играть на кларнете. В школе он преуспевал настолько, что уже в семь лет стал "учеником-учителем". Роберт был исключительным ребенком во многих отношениях. До того как ему исполнилось десять лет, он прочитал многое из популярной классики, например, "Путешествия колонистов" и "Робинзон Крузо", а также книги по истории и богословию, как правило, считавшиеся слишком трудные для ребенка.
Закончив школу в возрасте девяти лет и проведя год в качестве подручного в местном галантерейном магазине, Роберт был послан в Лондон к своему старшему брату. Он стал подмастерьем у Джеймса МакГаффода и торговцем тканями у Стэмфорда в Линкольншире. Его хозяин был добрым и великодушным человеком и поощрял Роберта продолжать свое образование. Роберту было хорошо в семье МакГаффода, а характерные для ее членов либеральные взгляды на религию сильно повлияли на мальчика.
Закончив учиться, в 1785 г. Роберт вернулся в Лондон с целью приобретения опыта и получения места подручного в крупном и известном магазине мануфактурных товаров на Лондон Бридж. Это была совсем другая работа с длинным рабочим днем и плохими условиями. Здоровье Роберта стало ослабевать, и через несколько месяцев он нашел новую работу и переехал в Манчестер.
От подручного в магазине до старшего прядильщика на суконной фабрике
"Я не имел ни малейшего представления об этих новых машинах. Я с компетентным видом смотрел на рабочих, хотя я ровно ничего не знал. Однако благодаря зоркому наблюдению за всем, что происходило, я поддерживал порядок и бесперебойность в работе на всей фабрике".

В конце 18 века в текстильной промышленности произошла крупная революция, а Манчестер превратился в центр хлопковой отрасли. Вначале суконное производство было сосредоточено в деревне, но изобретение гидроэнергетических прядильных машин, таких как кольцепрядильная машина Аркрайта, прядильная машина периодического действия Харгрейва и позднее мюль-машина Комптона, привели к появлению суконных фабрик.
В Манчестере Роберт Оуэн познакомился с Эрнестом Джонсом, молодым инженером, убедившим его в перспективности производства новых прядильных машин. В 1789 г. он одолжил у своего брата 100 фунтов, и кроме него в дело вошли еще два человека. Хотя Джонс и был хорошим инженером, именно Роберт Оуэн стал продвигать дело вперед.
Партнерство продолжалось не долго, и Роберт Оуэн открыл дело по пряже хлопка, наняв для этого всего трех рабочих. Это предприятие было успешным и помогло ему получить место управляющего на крупной фабрике. В возрасте 20 лет он стал управлять фабрикой, основанной на паровой тяге, на которой работало 500 рабочих. Вскоре он овладел искусством хлопкопрядения и приобрел репутацию превосходного мастера в этой области. Его карьера быстро развивалась и, в конечном счете, он стал партнером в Чорлтон Твайст Компани.
Роберт Оуэн в течение 13 лет оставался в Манчестере и стал респектабельным бизнесменом и известной личностью в интеллектуальных кругах. В 1793 г., в возрасте 22 лет, он получил приглашение стать членом Литературного и философского общества Манчестера. Здесь он познакомился с новыми идеями и совершенно другой прослойкой общества. Вскоре он подружился с наиболее известными интеллектуалами, включая д-ра Персиваля, инициатора реформы общественного здравоохранения, поэта Кольриджа и химика Джона Дальтона.
Как активный член Общества, Роберт Оуэн принимал участие в дискуссиях и написал статьи по "усовершенствованию суконной промышленности", "полезности обучения", "всеобщему счастью и индустриализации" и "социальному влиянию на веру". Эти заголовки предполагают, что у него уже формировались идеи относительно социальной реформы, и когда в 1796 г. возникло Манчестерское управление здравоохранения, он выразил желание войти в его комитет как представитель суконной промышленности.
Нью Ленарк
"Моей целью было не просто стать управляющим суконными фабриками, но изменить условия жизни людей, оказывающих вредное влияние на характер всего населения_ Общество было поистине несчастным, а порок и безнравственность выросли до чудовищных размеров".

Многие из потенциальных заказчиков Чорлтон Твайст Компани жили на севере Манчестера, и Роберт Оуэн часто путешествовал на север, вплоть до Глазго, с целью получения заказов. Во время одного из таких путешествий он познакомился с Каролиной Дейл (на которой позднее женился), дочерью Дэвида Дейла, богатого глазговского бизнесмена и владельца крупных суконных фабрик в Нью Ленарке. В 1799 г. Оуэн и его партнеры купили фабрики Нью Ленарка и вскоре после этого он вместе с молодой женой переехал в Нью Ленарк. С самого начала Роберт Оуэн решил модернизировать фабрики и улучшить как трудовые, так и социальные условия для своих рабочих.
В это время на фабрике работало от 1500 до 2000 человек, включая 500 детей. Эти дети были отправлены сюда из приходских работных домов и работали подмастерьями. Владельцы фабрик должны были кормить, одевать, воспитывать своих подмастерьев и предоставлять им жилище, однако мало кто из них хорошо справлялся с этой частью своих обязанностей. В результате дети были маленькими и слабыми, из-за плохих условий они не могли нормально расти, и обычно они оставались неграмотными. Правил безопасности, фактически, не существовало, и многие дети погибали или становились калеками от несчастных случаев на работе.
На большинстве фабрик условия работы были ужасающими. Рабочие вынуждены были проводить долгое время в темных плохо проветриваемых помещениях за очень низкую зарплату. Безнравственность и пьянство были обычным явлением среди рабочих. Только немногие люди, такие как Роберт Оуэн, сознавали, что эти проблемы были прямым результатом нищеты и плохих условий.
Фабрики Нью Ленарка, вероятно, были лучше большинства других фабрик, и, тем не менее, по современным стандартам и там условия были ужасными. Для Роберта Оуэна эти фабрики представляли собой идеальное место для проведения эксперимента социальной реформы. Хотя он действовал из благих побуждений, ему нужно было заслужить доверие своих рабочих. В этом он преуспел после того, как платил им зарплату в течение четырех месяцев, несмотря на остановку работы на фабриках во время эмбарго на экспорт сукна в Америку. Такой поступок привлек к нему преданность и любовь его рабочих.
Социальная реформа в Нью Ленарке
"Мне пришлось начинать с плохих и несовершенных условий, но это были условия, к которым люди за долгое время привыкли и ко многим из которых они были сильно привязаны. Мне пришлось отвечать на возражения своих компаньонов, которые были хорошими коммерсантами и искали хорошей прибыли на вложенный ими капитал".

Роберт Оуэн выдержал в Нью Ленарке трудную борьбу. В начале рабочие с подозрением отнеслись к его новым проектам, а его компаньоны, хотя и сочувствовали ему в его стремлениях, опасались за свои вложения. Несмотря на эти проблемы, он был полон решимости осуществлять свой эксперимент.
Для начала Роберт Оуэн хотел сократить рабочий день с 13 до 10 часов, однако под давлением своих компаньонов был вынуждено увеличить его до 14 часов. Это было серьезным шагом назад, и рабочий день в 12 часов был введен только в 1816 г.. На других направлениях он был более успешен: был введен минимальный возраст в 10 лет для подмастерьев и нанимались только местные дети.
Намерения Роберта Оуэна не ограничивались его фабрикой. Он также хотел улучшить условия жизни своих рабочих. Он начал с улучшения существовавших домов и строительства новых, мощения дорог и введения системы уборки улиц. Все частные магазины были закрыты, а фабричная лавка, открытая Дэвидом Дейлом, была увеличена, а прибыли от ее работы использовались для открытия бесплатной сельской школы.
Не удовлетворяясь улучшением жизненных и трудовых условий рабочих, Роберт Оуэн пытался также повлиять на их моральные устои. Было создано местное правительство и специальная картотека с целью учета пьянства. На фабрике поведение рабочих регистрировалось смотрителями, использовавшими "безмолвные мониторы". У рабочего места каждого рабочего появились цветные метки: черная за плохое поведение, голубая за безразличие, оранжевая - за хорошее и белая - за отличное поведение. Эта система была очень эффективной, и постепенно число оранжевых и белых меток стало увеличиваться.
Школа Нью Ленарка
"Дома бедных рабочих обычно были совсем непригодны для обучения юных детей. Поэтому обращение и общение с детьми были прямо противоположным тому, какое требовалось для хорошо обученных и воспитанных детей".

В начале 19 века дети из рабочих семей, как правило, не получали никакого формального образования. До создания государственных школ кое-какие школы для бедных детей были открыты Англиканской Церковью и нонконформистскими группами типа квакеров. Однако большинство родителей вынуждены были отправлять своих детей на работу и не могли позволить себе отказаться от их части дохода, а большинство работодателей не давали подмастерьям никакого образования.
Роберт Оуэн считал, что образование играет важную роль в формировании характера, и имел очень прогрессивные взгляды на то, как должно даваться такое образование. По его мнению, больше внимания должно уделяться воспитанию характера, чем обучению таким вещам, как естественная история, музыка, танцы и игры, которые были важным элементом школьной жизни. В школах Нью Ленарка он ввел новые методы обучения, составной частью которых было использование картинок, карт и графиков. Он считал, что образование должно быть естественным и спонтанным и, по большей части, приятным.
К 1809 г. Роберт Оуэн подготовил план по строительству новых школ, но до 1813 г. не мог начать его осуществление из-за несогласия его компаньонов. Позднее при поддержке более сочувствующих ему партнеров он смог построить Институт формирования характера (открытый в 1813 г.). Это внушительное здание использовалось не только в качестве школы для детей, но также и для вечерних лекций и концертов для рабочих, что было первой попыткой введения образования для взрослых среди рабочего класса.
Роберт Оуэн был великим основателем школы для детей. В Нью Ленарке была открыта школа для очень юных детей, и во многих отношениях она была похожа на дошкольных детский сад для детей до шести лет.
Фабричная реформа
"В то время дети допускались на работу на суконные, шерстяные, льняные и шелковые фабрики в возрасте шести и иногда даже пяти лет. Ни зимнее, ни летнее рабочее время не было ограничено законом, но обычно оно составляло четырнадцать часов в день, а в некоторых случаях пятнадцать и даже, что вводилось самыми бесчеловечными и скупыми, шестнадцать часов".

В Нью Ленарке Роберт Оуэн смог улучшить условия жизни и труда для своих рабочих и, особенно, для подмастерьев. Фабрики Нью Ленарка составляли редкое исключение, и Роберт Оуэн сильно желал подобных реформ и на других фабриках. В 1802 сэр Роберт Пил (отец премьер министра, бывшего во время реформ Роберта Оуэна) ввел правовые нормы с целью улучшения условий труда для подмастерьев на суконных фабриках, но они обычно игнорировались. Роберт Оуэн смог убедить Пила в том, что дети, занятые в текстильной промышленности, нуждаются в защите, и в том, что нужны новые законы.
Роберт Оуэн составил набросок новых положений, по которым трудовой возраст увеличивался до 10 лет, рабочий день для лиц, не достигших 18 лет, сокращался до 10 часов, подросткам до 12 лет в неполную рабочую неделю предоставлялось образование, и вводилась система фабричного контроля. Сэр Роберт Пил убедил Парламент создать комитет по изучению фабричных условий, а к Роберту Оуэну и другим фабрикантам обратились с просьбой о предоставлении ими соответствующих данных.
Реформы, предлагаемые Робертом Оуэном, были слишком прогрессивными для его сторонников в Парламенте. Фабричным актом 1819 г. были введены новые правовые нормы, но они ограничивались суконной промышленностью. Согласно этим положениям, минимальный рабочий возраст был увеличен до 9 лет, а рабочий день был сокращен до 12 часов в день, однако это относилось только к детям до 16 лет и не вводилось правил для обучения подмастерьев. До 1833 г. так и не была введена система фабричного контроля с целью отслеживания того, как выполняются эти правовые нормы.
Роберт Оуэн был очень разочарован и бросил попытки изменить законодательство, решив обратиться прямо к общественному мнению.
Новый взгляд на общество
"Я сделал все, что мог для облегчения положения тех, кто у меня работает; и все же посредством всего того, что я мог сделать при нашей абсурдной системе создания богатства, формирования характера и ведения всех человеческих дел, я смог только в весьма ограниченной степени уменьшить бедственность их условий, тогда как я знал, что общество обладает большими возможностями для воспитания людей, обеспечения их работой и жильем и управления ими".

Эксперименты Роберта Оуэна по проведению социальной реформы в Нью Ленарке были чрезвычайно успешными и привлекли огромное внимание. Свои идеи относительно реформы образования и влияния социального окружения на характер он изложил в серии очерков, которые были собраны и опубликованы в виде книги Новый взгляд на общество. В своей самой крупной работе он описал свое видение идеального сообщества: системы, построенной на кооперативной основе, включающей как фабрики, так и сельское хозяйство.
В это время Британия погрузилась в глубокую экономическую депрессию, последовавшую после наполеоновских войн. Массовая безработица, широко распространенная нищета и голодные бунты были характерны для этого времени. В серии публичных выступлений, в памфлетах и письмах в газеты Роберт Оуэн в качестве решения проблемы безработицы предлагал создание сообществ, наподобие существовавшего в Нью Ленарке, но действующих на кооперативной основе.
В начале новые идеи нашли поддержку со стороны некоторых влиятельных людей, таких как Герцог Кентский, однако позднее его нападки на Церковь принесли большой вред его компании. Многие воспринимали его как человека, стремящегося подорвать устоявшийся порядок в обществе, и он потерял свой авторитет, приобретенный им за его деятельность по проведению фабричной и образовательной реформ.
После совершения им длительного путешествия по Европе в 1818 г., ему было предложено подготовить отчет графству Ленарк о его идеях относительно образцовых сообществ как решения проблемы безработицы. Этот отчет, высланный в 1820 г., вызвал большой интерес, и для изучения его проекта был сформирован влиятельный комитет. В конце концов, было принято решение о поиске средств для создания экспериментального сообщества, хотя комитет и не поддержал его планов по национальной социальной реформе.
Нью Хермони
"Я покинул эту страну в 1824 г. и уехал в Соединенные Штаты для того, чтобы посеять семена на этой новой плодородной почве, свежей для материального и умственного роста, колыбели будущей свободы всей человеческой расы".

По мере того как шло время, у Роберта Оуэна оставалось все меньше иллюзий, поскольку его проекты по образцовым сообществам не осуществлялись. Даже в Нью Ленарке, месте выдающегося успеха его социальной реформы, он имел столкновения со своими компаньонами из-за его либеральных взглядов на религию и образование.
В 1824 г. Роберт Оуэн услышал о продаже колонии под названием Хермони в Индиане в Соединенных Штатах. Зимой того года он отправился в Америку для осмотра имения, предполагая, что Новый Свет может обеспечить необходимую среду для создания экспериментального кооперативного сообщества. Хермони оказалась идеально подходящим местом для его проекта. Здесь были сельскохозяйственные угодья, мелкие производства и здания для поселения людей. Это имение было куплено им за сто двадцать пять тысяч долларов.
Идеи Оуэна относительно социальной реформы и кооперативных сообществ были хорошо приняты в Америке, и вскоре после его прибытия его пригласили для выступления в Конгрессе. Он много путешествовал, делая свою схему достоянием общественности и приглашая людей присоединиться к его сообществу в Нью Хермони.
Между тем, поселение было поручено заботам его сына Уильяма. Поселенцы толпами собирались в Нью Хермони, но в большинстве своем они не годились для жизни сообщества и очень немногие обладали необходимыми навыками, чтобы обрабатывать землю или работать на производстве. Когда поселение стало переполненным и возник хаос, Уильям вынужден был написать отцу, убеждая его больше не присылать поселенцев.
В конце концов, порядок был восстановлен и стало организовано сообщество, использующее систему, полностью основанную на кооперации. Такое положение дел было непродолжительным и без постоянного руководства Роберта Оуэна в сообществе возрастало чувство разочарования. Это привело к распаду сообщества на две независимые, но кооперирующиеся группы. Некоторые из них использовали полностью кооперативную систему, но другие ограничивали их кооперацию религией, образованием, развлечениями и естественно-научными исследованиями, которые поощрял партнер Оуэна по предприятию Уильям МакКлер, филадельфийский филантроп, шотландец по происхождению.
К 1828 г. стало ясно, что эксперимент Роберта Оуэна в Нью Хермони по созданию кооперативного сообщества провалился. В июне того года он передал поместье своим сыновьям и вернулся в Британию.
Большой национальный объединенный профсоюз
"Должны быть сформированы национальные соглашения, по которым все рабочие войдут в одну большую организацию".

Роберт Оуэн вернулся домой бедным человеком, поскольку он продал свои акции в Нью Ленарк для финансирования Нью Хермони, но его вера в кооперативный идеал оставалась незыблемой. Более того, он обнаружил, что его идеи, игнорировавшиеся в высших и средних слоях общества, были распространены среди рабочих через профсоюзы.
В это время, в начале 1830-х годов профсоюзное движение набирало обороты и многие кооперативные общества открыли свои магазины и мастерские. В 1832 г. Роберт Оуэн создал свою газету The Crisis, однако он все больше погружался в деятельность, связанную с кооперативным и трудовым движением. Он открыл в Лондоне Национальный справедливый пункт обмена для обменивания товаров между кооперативными обществами и выпустил трудовые долговые расписки, оцениваемые в рабочих часах, для обмена на товары.
Новые профсоюзы быстро росли и вели борьбу за сокращение рабочего дня, прекращение детского труда, кооперацию и кооперативный обмен, т. е. реформы, ради которых Роберт Оуэн трудился 20 с лишним последних лет. В 1832 г. он предложил, чтобы профсоюзы объединились и в 1834 г. был сформирован большой национальный объединенный профсоюз. За неделю в него вошло более полумиллиона членов, и при поступлении информации об этом новом массовом трудовом движении встревожилось само правительство.
Правительство отреагировало арестом шестерых сельскохозяйственных рабочих из Толпиддла в Дорсете, которые были членами нового профсоюза, по закону о нелегальных присягах и осудило их на семилетнюю ссылку. Роберт Оуэн выразил протест от лица 30 000 членов профсоюза, но министерство внутренних дел отклонило их петицию. Постепенно профсоюз слабел в финансовом отношении из-за стачек и устраиваемых хозяевами массовых расчетов рабочих, и тогда как Роберт Оуэн призывал к сотрудничеству между работодателями и профсоюзом, работодатели верили только в борьбу за свои права. В августе 1834 г. профсоюз распался, что повлекло за собой закрытие сотен мелких кооперативных магазинов и созданными Оуэном газеты и пункта трудового обмена. Это положило конец известному массовому трудовому движению, выросшему благодаря Роберту Оуэну.
Однако идея кооперативного движения полностью не умерла, т. к. в 1844 г. в Ланкашире было создано кооперативное предприятие, выросшее, в конечном счете, в современное кооперативное движение.
Религиозный спор
Существует "вечное ничем не вызванное Существование, вездесущее и обладающее тем, что управляет миром, но все же никакой человек не может постигнуть Бога".

В 1835 г., хотя Роберту Оуэну было уже шестьдесят четыре года, он оставался полон сил и желания напряженно трудиться. Его жена умерла в 1831 г. и теперь он жил простой скромной жизнью на маленький доход, получаемый им от своих сыновей, посвящая свое время продвижению своего Нового взгляда на общество.
В 1835-45 гг. появились оуэнити и Рациональная религия, сектанская организация, созданная с целью продвижения идеалов Роберта Оуэна. В 1839 г. оуэнити, поддержанные самим Оуэном, создали экспериментальное сообщество в Куинсвуд в Гэмпшире. Это кооперативное сообщество также распалось по причине чрезмерных масштабов.
С молодости Роберт Оуэн нападал на традиционную религию, а его критические памфлеты вызывали энергичное сопротивление со стороны Церкви. В более поздние годы он продолжал критиковать Церковь и между Оуэном и его последователями, известными под именем социалистов, и епископами и строгими англиканами развилась жесткая конфронтация. Правительство неохотно соглашалось провести расследование, и в результате несколько социалистов были подведены под обвинение в богохульстве. Некоторые социалисты, хотя и не сам Оуэн делали энергичные контрнаступления. Между тем, Роберт Оуэн продолжал выступать с лекциями и писать, опубликовав в 1837 г. Новый Моральный Мир.
Последние годы
"Я сложу свои кости там, откуда я их взял".

К 1845 г. Роберт Оуэн был уже старым, хотя и активным человеком. Он посетил Соединенные Штаты и Францию и продолжал писать, опубликовав в 1857 г. свою автобиографию. Несколько удивительно, что в последние годы он обратился к спиритуализму.
В 1858 г., хотя очень больной он настаивал на своем участии в проходившем в Ливерпуле конгрессе социальных наук, но он не смог закончить свою речь. Вскоре он отправился в Ньютаун в сопровождении своего верного секретаря Ригби. Он остановился в Беар Хотел и поскольку был очень болен, в Лондон был вызван его старший сын. Оуэн попросил собрать встречу, связанную с реформой школы. Он мирно скончался на следующее утро. Несмотря на протесты, он был предан христианскому погребению и положен, согласно его пожеланию, возле своих родителей на старом церковном кладбище св. Марии. Его могила стала местом паломничества и в 1902 г. Кооперативное объединение соорудило красивую ограду вокруг его могилы.
Жизнь этого замечательного человека не вмещается в голые перечни дат и обрывистые биографические подробности. На его памятнике в Кенсал Грин Семитри Лондон помещена следующая эпитафия:

"Он организовывал школы для детей. Он добивался сокращения рабочего дня на фабриках для женщин и детей. Он был прогрессивным сторонником более ранних попыток введения системы национального образования. Он трудился в направлении создания международного третейского суда. Он был одним из первых англичан, учивших людей стремиться к более совершенным социальным условиям путем согласования интересов капитала и труда. Он пожертвовал своей жизнью и огромным успехом ради улучшения своих ближних, давая им образование, уверенность в своих силах и моральные ценности. Его жизнь была освящена любовью к человеку и благородными стремлениями".
Как найти и купить книги
Возможность изучить дистанционно 9 языков

 Copyright © 2002-2005 Институт "Экономическая школа".
Rambler's Top100