economicus.ru
 Economicus.Ru » Галерея экономистов » Роберт Оуэн

Роберт Оуэн
(1771-1858)
Robert Owen
 
Источник: Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. ред. А.И.Володина.- М.: Политиздат, 1982.

РОБЕРТ ОУЭН (1771-1858)

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПЛАНА, СОДЕРЖАЩЕГОСЯ В ДОКЛАДЕ КОМИТЕТУ АССОЦИАЦИИ ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАБОЧИХ
[...]Мои принципы и весь план представлены теперь полностью публике. Если в первых имеется какая-нибудь ошибка или если последний покажется непрактичным, то мне должны на это указать. Если, однако, при его рассмотрении окажется, что план в основном правилен, легко осуществим и может помочь бедным и безработным из трудящихся классов в их тяжелых страданиях и в их унижении, то лица, желающие улучшить положение низших классов, должны безотлагательно употребить все усилия для его осуществления. Нельзя допускать, чтобы бесполезно прошел еще один год в больших и ненужных страданиях и в деморализации вследствие недостатка здоровой пищи, отсутствия правильного воспитания и обучения.
В. Являетесь ли вы главным собственником предприятий и поселка в Нью-Ленарке и принадлежит ли вам одному руководство и управление ими? - О. Да.
В. Как долго вы управляли этим учреждением? - О. В августе исполнится 18 лет.
В. Каково население Нью-Ленарка? - О. Оно состоит главным образом из работников фабрики хлопчатобумажной пряжи; но имеются также литейщики железа и меди, кузнецы, работающие над железом и оловом, мастера хлопчатобумажного производства, токари по дереву и металлу, пильщики, плотники, каменщики, кровельщики, маляры, стекольщики, портные, сапожники, мясники, пекари, лавочники, фермеры, сельскохозяйственные рабочие, врачи, церковнослужители, руководители юношества, управляющие разными частями, как мужчины, так и женщины, приказчики и полицейские, что составляет смешанное общество из всякого рода трудящихся и рабочих.
В. Был ли у вас какой-нибудь опыт работы среди трудящихся до того, как вы взяли на себя управление предприятиями в Нью-Ленарке? - О. Да, я управлял большими фабричными предприятиями в Манчестере и по соседству с ним в течение предшествующих 8 лет, причем, на этих предприятиях было занято много мужчин, женщин и детей.
В. Какова была ваша главная задача в течение тех лет, когда под вашим надзором и управлением находилось столько людей? - О. Найти способы, посредством которых можно было бы улучшить условия жизни бедных и рабочих классов с пользой для предпринимателей.
В. К какому заключению вы пришли теперь по этому вопросу? - О. Что положение этих классов можно с легкостью значительно улучшить, а их природные силы можно использовать с гораздо большей пользой для них самих и для общества в целом, не причиняя никакого вреда ни одному классу в совокупности и ни единому человеку в отдельности.
В. Удалось ли вам в целом улучшить условия жизни и моральные навыки людей, находившихся на вашем попечении? - О. Да, и притом с меньшим количеством неудач, чем я предполагал первоначально, учитывая препятствия, которые я встретил, и возможности, которыми обладал для их преодоления.
В. Каковы были эти препятствия? - О. Невежество и неправильное воспитание народа, что создало у него привычку к пьянству, воровству, лжи и неряшеству, враждебность к чужим интересам, групповые инстинкты, сильные национальные предрассудки, как политические, так и религиозные, в отношении всякой попытки со стороны посторонних лиц улучшить его положение; к этому надо прибавить вредный для здоровья характер его труда.
В. Каким принципом вы руководствовались при устранении этих препятствий? - О. Только принципом предупреждения зла. Вместо того чтобы терять время и силы, изучая влияние на разных людей обстоятельств во всем их бесконечном разнообразии, я терпеливо изучал причины, а не следствия, и прилагал все усилия для устранения указанных причин. Действуя таким образом, я обнаружил, что с одинаковой затратой времени и сил можно при системе предупреждения зла достичь гораздо больших результатов, чем при системе принуждения и наказания. Например, в случае привычного пьянства мне казалось бесполезным убеждать людей, привыкших опьяняться, чтобы они отказались от этой привычки, пока они окружены условиями, постоянно побуждающими их оставаться верными своему пороку. Первый шаг, который я сделал в этом случае, заключался в попытке убедить людей, пока они еще трезвы, в выгодах, которые они извлекут из отказа от пьянства; когда эта попытка делалась в мягком тоне и доброжелательном духе, то цель ее всегда легко достигалась. Следующий шаг заключался в устранении искушения, и тогда исчезало само зло со всеми его бесчисленными и гибельными последствиями. Весь этот процесс, если его понять, чрезвычайно прост и может быть в полной мере легко осуществлен на практике людьми, обладающими самыми обыкновенными способностями; при этом состояние общества быстро улучшится без всякого попятного движения. Но пока будут господствовать понятия, воздействующие до сего времени на человечество, и пока они будут служить основой поведения общества, оно не сумеет основательно и прочно совершенствоваться. [...]
В. Так как вы сосредоточили свое внимание на страданиях бедных и трудящихся классов, то скажите, какими причинами вы их объясняете?-О. Неправильным использованием имеющихся в стране как естественных, так и искусственных производительных сил, не согласованных с потребностями в продукции и спросом на нее. Значительная часть нашей естественной производственной мощи, заключающейся в физических и умственных силах человека, оказывается теперь не только не производительной, но составляет тяжелое бремя для страны, причем действующая система быстро деморализует население; в то же время значительная часть наших искусственных или механических средств производства используется для производства такой продукции, которая представляет мало реальной ценности для общества; вместе с тем эти производительные силы создают бесчисленные, тяжелые беды как для лиц, занятых производством, так и для значительной части общества вообще, а отсюда и для всего населения в целом.
В. Можете ли вы на основании своего опыта указать способ более выгодного использования этих производительных сил? - О. Я должен сказать, что их можно использовать с большой выгодой для общества и для отдельных лиц, что их можно с легкостью применить таким образом, чтобы быстро устранить теперешние страдания трудящихся и постепенно довести благополучие страны до гораздо более высокого уровня, чем когда-либо достигнутый. [...]
В. Какими соображениями вы руководствуетесь, когда рекомендуете объединить человеческие силы? - О. Я руководствуюсь знанием тех величайших преимуществ, которые каждый человек извлечет из этих мероприятий, если перестанет стремиться к достижению исключительно личных целей.
В. Каковы эти преимущества? - О. Общины, объединяющие от 500 до 1500 человек, основанные на принципе единства труда и потребления и покоящиеся на сельском хозяйстве, могут дать следующие выгоды трудящимся и вследствие этого всем другим классам, так как выгодным для последних может быть только то, что выгодно для первых.
Труд всех людей будет в этих условиях носить естественный характер и правильно направляться; во-первых, он будет давать им избыток всего, что необходимо для комфортабельного существования, во-вторых, они получат возможность отучиться от многих, в сущности даже от всех дурных навыков, созданных современным плохим устройством общества; затем подрастающее поколение приобретет хорошие навыки, и таким путем отпадут все условия, противопоставляющие человека человеку, и возникнут новые, которые поведут к объединению всех в сознании одного общего интереса, правильно понимаемого каждым. Люди сумеют затем культивировать в себе самые ценные интеллектуальные качества, которые при правильном их направлении могут так много дать для человеческого счастья.
Тогда члены ассоциации начнут производить тот излишек, который необходим для уплаты процентов на капитал, затраченный при приобретении всего предприятия, включая вспомогательные производства, или, иными словами, начнут оплачивать его аренду.
И наконец, они примут участие в уплате своей доли в расходах государства пропорционально их собственности. Благодаря этому возрастет политическая мощь государства, что еще немногие могут сейчас правильно оценить.
В. Осуществимы ли на практике описанные вами мероприятия, много ли возражений выдвинуто против вашего плана? - О. При неопытности общества в отношении предлагаемого объединения людей, я думаю, что возникнут многочисленные возражения и сомнения; но при последовательном рассмотрении их можно будет легко опровергнуть; более чем тридцатилетний опыт и мое беспрестанное, добросовестное и, как мне кажется, неуклонное внимание к этому вопросу убеждают меня заранее, что возражения будут устранены.
В. Можно ли, например, бедных и трудящихся соединить вместе для искреннего сотрудничества в общих целях, принимая во внимание то, что известно о положении в работных домах и в домах трудолюбия? - О. Эти общеизвестные отрицательные явления должны были естественно возникнуть при том воспитании, которое получают бедные, и при том устройстве, которое имеют даже лучшие из указанных учреждений. Прежде всего бедняки сейчас крайне невежественны, и, когда их соединяют вместе под одной кровлей, они, все время находясь в соприкосновении друг с другом, остаются чужды всякому принципу объединения. Вследствие приобретенных ими дурных навыков и отсутствия правильного воспитания они не понимают, что каждый заинтересован в счастье другого. При теперешнем устройстве этих домов нет возможности устранить дурные привычки и дать должное воспитание бедным.
Работные дома и дома трудолюбия созданы людьми, которые мало знали человеческую природу и были незнакомы с истинными принципами политической экономии. Но создание этих сельскохозяйственных и фабричных поселков может привести к очень важным результатам; большинство условий, вызывающих протест обитателей домов трудолюбия, будет устранено, и тогда создастся обстановка для объединения людей в добрых чувствах и в единых интересах.
В. Будут ли люди, объединенные взаимными и общими интересами, столь же трудолюбивы, как в том случае, когда они работают для своей личной выгоды? - О. Предположение, что они будут менее трудолюбивы, я считаю предрассудком, совершенно не обоснованным фактами. Везде, где проводился этот опыт, люди трудились очень усердно. Обнаружено, что когда люди трудятся вместе в общих интересах, то каждый производит свою часть работы с гораздо большей выгодой для себя и для общества, чем когда он трудится для других с поденной или сдельной оплатой. [...]
В. Не будут ли люди постоянно спорить между собой о распределении собственности и о владении ею? - О. Конечно, нет. Организация труда и потребления, основанная сейчас на неправильных началах, так непроизводительна и имеет столько недостатков, что большинство людей не в состоянии без величайшего напряжения и беспокойства добыть достаточно средств для обеспечения себе обычных жизненных удобств; поэтому под воздействием крайней необходимости они начинают упорно стремиться к собственности, которая им так трудно дается; вследствие этого стремление к собственности кажется поверхностному наблюдателю естественным свойством человеческой природы. Однако нельзя сделать более ошибочного вывода; если бы люди были поставлены в такие условия, что при умеренном труде могли бы без забот и волнений обеспечить себе в изобилии все жизненно необходимое и все удобства, то они быстро перестали бы спорить о распределении этих ценностей, как они не спорят теперь о распределении доступных всем естественных благ, например воды; они не стремились бы также накапливать излишнее количество их, как они не стремятся сейчас приобрести лишнее количество воды. Я должен прибавить, что при осуществлении моего плана люди вскоре обнаружат, что они без всяких тревог обладают большим количеством всяких благ, нужных им для личного потребления, чем могли бы иметь при системе, существующей теперь в отношении бедных, притом без всех тех трудов и забот, которые последние испытывают. [...]
В. Не следует ли опасаться, что предлагаемое вами устройство поведет к скучному единообразию характеров, будет подавлять таланты и лишит человечество надежд на дальнейшее совершенствование? - О. Мне кажется, что произойдет как раз обратное; возможности, предоставляемые этими учреждениями, будут содействовать совершенствованию лучших сторон человеческого характера; жители будут получать такое образование, которое они не смогли бы получить в других условиях, у них будет много свободного времени, при отсутствии всяких забот, для развития своих естественных наклонностей. [...]
Когда мрак, окутывающий сейчас общество, до некоторой степени рассеется, люди, хотя бы частично, оценят преимущества, даваемые этими новыми поселками. Тогда таланты не только не будут подавляться, но, напротив, получат всяческую поддержку для неограниченного свободного развития с величайшей пользой для человечества...
В. При таком изменении привычек и жизни низших классов не возрастает ли стоимость физического труда? - О. Мое намерение заключается в правильном сочетании мер, кажущихся мне неизбежными при теперешнем состоянии страны; необходимо предотвратить насильственное нарушение общественной жизни, которое может возникнуть из ежедневно возрастающей нужды и крайней деморализации; это положение продолжится до тех пор, пока не будут приняты действенные меры для его изменения.[...]
Объединение трудящихся в общих целях для совместного производства и потребления при правильном воспитании и обучении их потомства и при соответствующих условиях, установленных в интересах целого, обеспечит безопасность общества, настоящее и будущее благосостояние и счастье каждого человека в отдельности и предельное благополучие всех. Поэтому у меня есть основание верить, что никакие человеческие силы не могут предотвратить осуществление указанных мер.[...]
Новости портала
Рекомендуем посетить
Allbest.ru
Награды
Лауреат конкурса

Номинант конкурса
Как найти и купить книги
Возможность изучить дистанционно 9 языков
 Copyright © 2002-2005 Институт "Экономическая школа".
Rambler's Top100