Мы хотим здесь доказать, что наиболее многочисленный класс, т. е. народ, состоит теперь из людей, не нуждающихся более в особом надзоре, из людей, умственные способности которых достаточно развиты, а предусмотрительность достаточно изощрена, чтобы можно было без всяких затруднений установить систему социальной организации, допускающую их в качестве равноправных членов общества.
Можно считать, что народ делится на два класса: на класс людей, занятых земледельческим трудом, и на класс людей, получающих работу у фабрикантов и торговцев.[...]
В начале революции большая часть владельцев торговых и промышленных предприятий была разорена грабежами, имевшими место при восстаниях. Те, кто уцелел от грабежей, были разорены законом о максимуме, а состояние тех, кто счастливо избежал обоих этих бедствий промышленности или сохранил наличные деньги, было потеряно вследствие реквизиций и сожжения английских товаров.
Что произошло бы после этих общих бедствий, если бы большое количество рабочих, занятых у разоренных и морально подавленных своими несчастиями промышленников и торговцев, не оказалось достаточно способным их заместить? Промышленность и торговля Франции потеряли бы на долгое время большую долю своего значения, и Франция выплачивала бы теперь иностранцам гораздо более значительную промышленную дань, чем до революции; одним словом, французское производство сократилось бы.
В действительности, наоборот, производство всякого рода продуктов бесконечно выросло после и даже во время самих бедствий; в действительности люди, до того занятые во всех торговых и фабричных заведениях в качестве простых рабочих, стали предпринимателями и руководителями работ, причем они оказались более искусными и деятельными, чем их предшественники. Таким образом, сейчас Франция гораздо более процветает, больше производит и имеет большее значение в земледелии, промышленности и торговле, чем
до революции, хотя большая часть теперешних руководителей всеми этими предприятиями вышла из народа.
Может ли существовать более веское и более полное доказательство того, что народный класс, т. е. громадное большинство нации, достиг такого высокого умственного развития, что во Франции без всяких неудобств для общественного спокойствия, а наоборот, с громадными преимуществами для всех классов общества может быть установлен общественный строй, имеющий своей непосредственной целью всеобщее благо .[...]