economicus.ru
 Economicus.Ru » Галерея экономистов » Макс Вебер

Макс Вебер
(1864-1920)
Max Weber
 
Использованные источники: Энциклопедия "Кругосвет" (http://www.krugosvet.ru/)
Макс Вебер
Max Weber
1864-1920
Социолог, юрист, экономист Макс Вебер родился 21 апреля 1864, в Эрфурте, в семье политической деятеля либерального направления. Детство и юность провел в Берлине. В 18 лет (в 1882 г.) он поступает в Гейдельбергский университет на факультет права. Однако вместе с правом Вебер изучает и экономику, и историю, и философию. В 1889 году он защищает диссертацию и через 4 года ( в 1893 г. ) женится. В начале 1890-х годов принимал участие в либерально-протестантском движении реформ, занимал позицию "либерального империализма". В 1894 г. был назначен профессором экономики Фрайбургского университета; два года спустя занял аналогичный пост в Гейдельбергском университете. Ранние его работы посвящены аграрной истории древнего Рима и восточной Германии. В 1904 году он совершает поездку в США, которая оказывает на него глубокое впечатление. В 1904 Вебер стал редактором "Архива социальной науки и социальной политики", где опубликовал свой труд "Протестантская этика и дух капитализма"(1904-1905). В 1907 г. Макс Вебер получил наследство и смог полностью посвятить себя науке и политике. С 1909 г. стал редактором многотомных "Очерков социальной экономики", для которых написал работы "Экономика и общество" (1922) и "Экономическая этика мировых религий" (1916-1917).
Во время Первой мировой войны Вебер проявил себя как один из самых активных критиков правительства в печати, прежде всего в газете "Франкфуртер цайтунг", кроме того, в 1914 г. поступив на службу, до конца 1915 г. руководит группой госпиталей Гейдельбергского района. После поражения Германии и политического кризиса 1918 г. принимал участие в составлении конституции Веймарской республики, присутствовал в качестве советника на Версальской конференции, способствовал образованию Немецкой демократической партии, принимал участие в разработке Веймарской конституции. В 1916-17 гг. он выполняет различные официальные миссии в Брюсселе, Вене и Будапеште. В 1919 г. Вебер принял приглашение стать профессором экономики Мюнхенского университета.
После окончания войны Вебер снова преподает в различных университетах. Умер Вебер в Мюнхене 14 июня 1920.
Макс Вебер считается одним из основоположников социологии религии. При анализе религии М. Вебера интересовала ее связь с другими социальными институтами, воздействие религиозных идей на общественную жизнь и на хозяйственную деятельность людей. Считая, что при изучении религии необходим исторический и функциональный подход, М. Вебер придавал большое значение сравнительному анализу религиозных верований человечества.
Предметом серьезного обсуждения идеи Вебера стали уже после смерти ученого и систематической публикации его трудов. Это касается прежде всего его исследований связи религиозных убеждений с социальными институтами, предложенных им методологических концепций в области социологии (социологии религии, социологии права, социологии малых групп, социологии авторитета и политической власти), сравнительных культурно-исторических исследований и философии истории. Отдельно следует упомянуть о его теории бюрократии, исследованиях "харизматического" типа политического лидерства, наконец теории "идеальных типов". Веберу принадлежит широко обсуждавшееся понятие "этики ответственности", которую он противопоставлял "этике добрых намерений" или "этике убеждений" (см. его работу Политика как призвание, Politik als Beruf, 1919). Вебер - крупнейшая фигура в немецкой и мировой гуманитарно-социальной мысли 20 в., как социолог он оказал сильное влияние на Т. Парсонса, Р. Бендикса и А. Шютца. На протяжении долгого времени концепции Вебера считались наиболее серьезной альтернативой марксизму.
Экономистам Макс Вебер известен прежде всего как автор концепции о влиянии протестанской этики на формирование капитализма. Согласно Веберу принципы протестантизма очень близки к тому идеальному типу капиталистического предпринимателя, который лежит в основе бурного развития западного экономического мира в XIX веке. Эти принципы предполагают самоотверженный труд, очень умеренное текущее потребление и вкладывание всех ресурсов в будущее, честность и выполнение взятых обязательств.
Эта концепция подтверждалась статистически. Вебер осуществил детальный анализ данных, отражающих распределение протестантов и католиков в различных социальных слоях его времени. На основание данных, собранных в Германии, Австрии и Голландии он пришел к выводу, что протестанты преобладают среди владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих.
Переведенные работы:
  1. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1991.
  2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: ИНИОН, 1976.
  3. Вебер М. Исследования по методологии науки. М.: ИНИОН, 1980.
  4. Вебер М. История хозяйства. Очерки всеобщей социальной и экономической истории. Пг.: Наука и школа, 1923.
  5. Вебер М. Город. Пг.: Наука и школа, 1923.
  6. Вебер М. Аграрная история древнего мира. М.: М. и С.Сабашниковы, 1923.
  7. Вебер М. Предрассветное. Картины трудовой жизни XIX в. Л.: Гос. изд., 1924.
  8. Вебер М. Биржа и ее значение. СПб.: Юровский, 1897.
  9. Вебер М. Биржа и биржевые сделки. Одесса : Юровский, 1897.
Как найти и купить книги
Возможность изучить дистанционно 9 языков

 Copyright © 2002-2005 Институт "Экономическая школа".
Rambler's Top100