economicus.ru
 Economicus.Ru » Галерея экономистов » Фридрих фон Визер

Фридрих фон Визер
(1851-1926)
Friedrich fon Wieser
 
Использованные источники: The New Palgrave Dictionary of Economics. Ed. by J. Eatwell, M. Milgate, P. Newman. 1991.
Фридрих фон Визер
Friedrich fon Wieser
1851-1926
Визер родился 10 июля 1851 г. в Вене. Его отец был интендантом австрийской армии в войне 1859 г., за что был возведен в дворянское звание, а позднее стал вице-президентом австрийского управления по аудиту, бароном и тайным советником. Однако это высокое общественное положение появилось только после рождения Фридриха Визера и принесло весьма немного денег, так что семья жила довольно скромно. Визер поступил в Бенедиктинскую гимназию в Вене, бывшую одной из трех элитных школ города.
Его школьным товарищем был Евгений Бем-Баверк, ставший его близким другом и впоследствии зятем. Они вместе учились на юридическом факультете Венского университета (где преподавались курсы по экономической теории), затем они вместе поступили на государственную службу в фискальное подразделение и вместе они находились в годичном отпуске для усовершенствования своих знаний по экономической теории, ради чего они посетили Гейдельберг, Лейпциг и Йену, где они учились вместе с Книсом, Рошером и Гильдебрандом.
Чуть позднее, чем Бем-Баверк, в 1883 г., Визер вместе с К. Менгером получает специализацию по экономической теории, в 1884 г. он становится доцентом, а в 1889 г. - полным профессором Пражского университета, в котором в 1901-02 гг. он был вице-канцлером. В 1903 г. он заменил Менгера в должности заведующего кафедрой экономической теории юридического факультета Венского университета после ранней отставки последнего. Бем-Баверк снова присоединился к нему только год спустя, получив случайно появившееся дополнительное место полного профессора. Бем-Баверк, Менгер и Визер состояли в Австрийской палате лордов. В 1917 г. Визер стал министром торговли. На этом посту он оставался до падения монархии в 1918 г. Умер Визер 23 июля 1926 г.
Если абстрагироваться от короткого министерского перерыва, Визер преподавал в крупнейших университетах Австрии 42 года - с 1884 до 1926 гг. По существу, его можно рассматривать как наиболее успешного преподавателя (в особенности, в работе со студентами) и оратора из этого трио. Через лекции его влияние распространялось на десятки тысяч студентов юридического факультета, у многих их которых он лично принимал экзамены, а на втором и третьем потоках и того больше.
Визер и Бем-Баверк подготовили следующее поколение "австрийцев" в Вене с начала 1890-ых и в конце 1900-ых, таких как Л. Мизес, Ф. Хайек и Й. Шумпетер.
Основной вклад Визера в экономическую науку заключался в работе над двумя теориями: теорией "вменения" - ценность (цена) производственных факторов определяется ценностью (ценой) готовой продукции, корая производится из этих факторов (что отличалось от представлений классической школы), и теорией "альтернативной стоимости" или "вмененных издержек" как основы теории ценности.
Считается, что развитием этих идей Визер повернул неоклассическую экономику к исследованию проблем ограниченности и распределения ресурсов на основе предельной полезности (хотя первоначально эти фундаментальные "субъективные" основы неоклассической теории были в значительной степени проигнорированы А. Маршалом и британскими теоретиками реальных затрат). Первоначально эти идеи сформулировал Менгер, но он не осуществил их должного применения к теории производства и оценке факторов производства. Визер своей теорией вменения показал, что один принцип может быть применим везде. Теория альтернативной стоимости Визера и теория реальных затрат Маршалла быстро вошли в конфронтацию - по этому поводу происходили серьезные стычки между Уикстидом и Эджуортом, а позже Роббинсом, Найтом и Вайнером, Правда, сегодня можно сказать, что эти противоречия в значительной степени разрешены.
Визер известен по двум основным работам: " Естественная ценность" (1889), в которой детально описан принцип альтернативной стоимости и теория вменения, и " Социальная экономика" (1914), которая представляет собой смелую попытку применить эти теории к реальному миру.
Визер гордился свои изобретением выразительных словосочетаний, в особенности, термина 'Grenznutzen', из-за чего Маршалл, может быть и незаслуженно, приписал ему создание термина "предельная полезность". В период его лидерства австрийская школа должна была действовать под знаменем 'Grenznutzenschule' (школа предельной полезности). В противоположность чисто аналитическому употреблению понятия Grenznutzen другими членами трио, для Визера оно имело почти мистический смысл и безусловное нормативное содержание. Точнее говоря, для Визера именно средняя предельная полезность в конкурентном обществе при наличии равенства доходов и является "нормальной ценностью". Таким образом, 'Grenznutzen' служило Визеру, который был (что необычно для австрийского экономиста) патерналистическим интервенционистом, главным критерием для оценки той или иной политики.
В противоположность Менгеру и Бем-Баверку, Визер не был строгим последовательным аналитиком, и, однако, его взгляды имели большое влияние. Наиболее ясными являются его высказывания по теориям стоимости и производства, основанные на принципе альтернативных затрат, согласно которому все затраты - это только потерянные полезности альтернативных вариантов, от которых пришлось отказаться. Реальный вклад Визера в этой области по сравнению с вкладом Менгера выглядит незначительным, но, безусловно, Визер создал то, что теперь представляется первым описанием принципов эффективного производства, которое проигнорировал Менгер. Производство предпринимается в ожидании той цены, которая возникает на основе предельной оценки потребителей. Визер первым сформулировал равнопредельный принцип в производстве: предельный продукт каждого фактора (или его издержки) должен быть одним и тем же для всех направлений его использования и не должен превышать наименьшую предельную полезность, достижимую при данном предложении (закон затрат Ф. Визера). В работе Theorie der gesellschaftlichen Wirtschaft (1914) (что одновременно было сделано и Уикстидом в Common Sense of Political Economy) этот принцип был расширен до анализа дифференциальной ренты, развивающего идею Д. Рикардо, согласно которой любой более эффективный фактор зарабатывает ренту в качестве дополнительной ценности сверх заработка наименее эффективного эквивалентного фактора. Некоторыми из своих идей в области теории капитала и эффективного производства Визер обязан, как это видно по используемой им терминологии, К. Марксу (хотя Визер никогда не признавал его авторитета, если не считать некоторых ссылок в Theorie...): например, он говорит, что ценность факторов производства должна отражать общественно необходимые издержки производства (использование наиболее общеизвестной техники) или что инновации приносят новатору добавочную прибыль, не изменяя ценности (других) факторов (Маркс, Энгельс, Рикардо, Джевонс и Менгер - это те пять авторов, влияние которых Визер признает в своем Introduction к работе Uber den Ursprung und die Hauptgestze des wirtschaflichen Werthes. 1884).
Относительно распределения Визер впервые поставил вопрос, в полной ли мере расходуется вырабатываемый продукт на вознаграждение предельного продукта всех факторов производства ('Zurechnungsproblem' - проблема вменения), не будучи в состоянии, несмотря на многие попытки, дать на него ответ. Разрешенным этот вопрос окажется в работах британских экономистов и математиков в начале XX в.
Однако все эти идеи были связаны с тем, что уже было открыто другими. По-настоящему, его собственной мыслью был снова и снова повторяемый им акцент, который у него можно заметить еще в Uber den Ursprung, на первостепенной важности экономического расчета и необходимости существования средства измерения для общего рационального "планирования" на будущее (напрашивается мысль о том, что он был одержим этой идеей). Средством измерения для Визера является предельная полезность в широком смысле. Однако это был только небольшой шаг вперед, после которого эстафету переняли Мизес и Хайек, сделав из необходимости средства измерения для общего экономического планирования вывод состоящей в концепции информативной природы цен.
Кроме идей, связанных с производством и распределением, Визер имел второй взгляд, также оказавший влияние: о важности творческого индивида во всех экономических процессах. Он глубоко чувствовал внутреннее противоречие между этими двумя взглядами: с одной стороны, о безличном массовом воздействии эффективного производства, идею которого он почему-то возводил к наследию Герберта Спенсера, и элитарной идеей воздействия выдающегося индивида, которую он связывал с основанным на поклонении героям преподаванию истории в Schottengymnasium. В области, связанной со вторым из этих взглядов, который он культивировал в последние годы, он, опять-таки, оказал влияние через сильное и наводящее на размышление использование слов, таких как 'Fuhrer', 'Pionier', 'Neuerung' (последнее переводится как инновация), которое стало его творческим вкладом. Й. Шумпетер, по существу, всю терминологию, использованную в его работе "Теория экономического развития" ( Theory of Economic Development), взял у признанного им учителя Визера, а также заимствовал и идею о том, что экономическая "динамика" (в противоположность статике) определяется деятельностью отдельных сильных личностей. Сам Визер из своей риторике по поводу лидерства сделал довольно немного конкретных выводов, если не считать замечаний о компенсирующей силе профсоюзов и административной и даже инновационной эффективности крупных корпораций, - идея, которую Шумпетер перенял позднее. Второй взгляд Визера выродился в мрачную прозу Das Gesetz der Macht, в которой, например, он распекает фюрера Адольфа Гитлера (и это в 1926 г.!) за то, что тот не достаточно круто шел на подъем. Это было связано с тем, что Визер, представляя в этом резкую противоположность Менгеру и Бем-Баверку с их твердой приверженностью либеральным принципам, был склонен, несмотря на свой, по существу, католико-консервативный взгляд, восторгаться любым социалистическим движением, которое было новым или казалось "великим", делая хвалебные высказывания по адресу социализма в своей юности и германского национализма и фашизма в конце жизни.
Переведенные работы:
Визер Ф. Теория общественного хозяйства [фрагменты]. В: Австрийская школа в политической экономии. М.: Экономика, 1992.
Как найти и купить книги
Возможность изучить дистанционно 9 языков

 Copyright © 2002-2005 Институт "Экономическая школа".
Rambler's Top100