economicus.ru
 Economicus.Ru » Галерея экономистов » Михаил Александрович Бакунин

Михаил Александрович Бакунин
(1814-1876)
Michail Bakunin
 
Источник: The new Palgrave: a Dictionary of Economics. Ed. by J. Eatwell, M. Milgate, P. Newman. Перевод А. С. Скоробогатова.
Бакунин Михаил Александрович
Михаил Александрович Бакунин представляет собой уникальной явление среди революционеров XIX века. Глубокий интерес к политической теории, философии и политэкономии в нем сочетались с любовью к политической деятельности. Неудовлетворенный простым описанием зол современного ему общества и построением схем лучшего общества, он занимался пропагандой, формировал тайные политические общества и поддерживал все государственные перевороты своего времени, крупные и малозначительные, имеющие шансы на победу и обреченные на неудачу. Александр Герцен говорил о нем: "Все в этом человеке огромно: его энергия, его аппетит, да даже он сам".
Бакунин родился в Новоторжковском районе тверской губернии. От своего отца он унаследовал интеллектуальный интерес к энциклопедистам и идеям Ж. Ж. Руссо; от своих набожных сестер - интерес к внутренней религиозной жизни. В возрасте 14 лет его послали в С-Петербург для учебы в артиллерийском училище, но он не был склонен к военной карьере и начал изучать Гете, Шиллера и Фихте, а позднее Гегеля. Как и многие другие русские его поколения, он находился также под глубоким влиянием своего соотечественника Виссариона Белинского, который проповедовал любовь к бедным.
После некоторого времени пребывания в Берлине, Дрездене и нескольких городах Швейцарии, в 1844 г. он переехал в Париж, где познакомился с французскими социалистами и некоторыми русскими эмигрантами. В это время на него особенно сильно повлияли идеи Прудона. В результате призывов Бакунина к революции у него на родине и созданию республиканской федерации всех славянских стран, Николай I выпустил указ о лишении его всех гражданских и имущественных прав и дворянских привилегий, приговаривая его к пожизненной ссылке в Сибири, если он когда-либо вернется в Россию. Во время революции в Дрездене его арестовали, приговорили к смертной казни и приковали цепью к стене, что продолжалось более года, после чего его вернули в С-Петербург, где он был посажен в одиночную камеру. Здесь по настоянию царя он был вынужден написать свою знаменитую Исповедь революционера. В 1957 г., когда его здоровье стало совсем слабым и он был близок к самоубийству, его семья добилась замены одиночного заключения ссылкой в Сибири, из которой он бежал, переправившись через р. Амур. Через несколько лет он объехал Европу и организовал Fraternite Internationale революционеров-единомышленников. Свои последние годы он провел в нищете и болезнях. Его друзья сообщали о том, что тюремные заключения и нахождение в ссылке нанесли непоправимый удар его здоровью. Он умер в Берне в возрасте шестидесяти двух лет.
Бакунин стоял на перекрестке нескольких интеллектуальных течений. Он находился под влиянием идей славянофильства, гегельянства, марксизма и прудонизма. Его собственное влияние проявилось в двух отношениях. Он превратил анархизм из теории политической спекуляции в теорию политического действия. Хотя он никогда и не присоединялся к какой-либо нигилистической ("пропаганда потребностями") боевой группировке ни в России, ни где-либо еще, он, в значительной степени, вдохновил тех, кто к ним присоединялся. В его произведениях нет нудных рассуждений о других анархистах, таких как Гудвин, Прудон или Штирнер. Его работы апеллируют к действию. Отсюда его самая знаменитая максима: "доверимся вечному духу, который разрушает и уничтожает, только потому что это есть непостижимый и вечно творческий порыв. Позыв к разрушению - это в то же самое время творческий порыв".
Бакунин также сделал анархизм из философской позиции радикально настроенных представителей мелкой буржуазии в политическую философию, претендующую на массовую поддержку со стороны наемного труда и люмпенпролетариата, даже несмотря на то, что руководящие кадры анархистского движения все же должны были набираться скорее из интеллигенции. Серьезное влияние его идей имело место особенно в первые три десятилетия после Первой мировой войны при возникновении организованных анархистских движений в Италии, Франции и Испании.
Существует три причины, по которым многотомные сочинения Бакунина не привлекли большого внимания. Первой причиной является их стилистика, характеризующаяся фрагментарностью и ориентацией на текущие проблемы и события. Вторая причина заключается в отождествлении Бакунина с насилием. Для тех, кто незнаком с богатством анархистской интеллектуальной традиции, Бакунин всегда легко приравнивался к преступникам и безумцам. Третья причина сводится к его конфликту с Марксом по поводу организации и целей Первого интернационала. Маркс одержал победу в этой борьбе, но эта битва гигантов разрушила саму организацию. С тех самых пор марксистские историки и прочие марксисты делали все от них зависящее для того, чтобы либо вульгарно исказить роль и позицию Бакунина, либо предать его историческому забвению, даже хотя его труды оказали глубокое влияние как на Маркса, так и на Ленина (кроме всего прочего, Бакунин также перевел Das Kapital Маркса на русский язык).
В объемистом труде Е. Х. Карра* Michael Bakunin1 его идеям уделяется немного внимания, но зато подробно описывается борьба в рамках Первого интернационала. Однако книга, которая считается самой лучшей и наиболее зрелой работой Бакунина Statism and Anarchism даже не упоминается. Джордж Сабин в History of Political Theory удостоил его только беглой ссылкой. Самая лучшая его краткая биография была написана Максом Неттло.* Многие сочли бы оценку сера Исаии Берлина,- "Он не оставил ни одной идеи, которая бы сама по себе заслуживала рассмотрения; ни одной свежей мысли, нет даже подлинного чувства, а только забавные обличительные речи, высокие порывы, злобные виньетки и одна-две запоминающихся эпиграммы",* - слишком суровой.
В истории политической теории он остается загадкой. Несмотря на делаемый им сильный акцент на личной свободе, он считал себя основателем политической философии, которая положила конец всем политическим философиям, и требовал от своих последователей непоколебимой преданности. Бакунина еще долго будут вспоминать в связи с величайшей политической дилеммой этого столетия: как достичь максимума индивидуальной свободы, не прибегая к авторитарным методам и формам социальной организации.
Примечания
* Этот абзац, содержащий небольшой обзор иностранных работ о Бакунине и ссылки на них, приводится здесь, поскольку представляет интерес, давая представление о восприятии его личности и идей на Западе.
1 Carr, E. H. 1937. Michael Bakunin. London: Macmillan.
2 Maximoff, G. P. (ed.) 1953. The Political Philisophy of Bakunin: Scientific Anarchism. London: Collier Macmillan.
3 Berlin, I. 1978. Russian Thinkers. Ed. H. Hardy and A. Kelly, Harmondsworth: Penguin Books. P. 113.
Как найти и купить книги
Возможность изучить дистанционно 9 языков

 Copyright © 2002-2005 Институт "Экономическая школа".
Rambler's Top100