economicus.ru
 Economicus.Ru » Галерея экономистов » Сергей Николаевич Булгаков

Сергей Николаевич Булгаков
(1871-1944)
Sergey N. Bulgakov
 
Источники: Известия Санкт-Петербургского унивеститета экономики и финансов: Периодический научный журнал, ?1 / Гл. редактор Тарасевич Л. С. / СПб. Санкт-Петербургская типография ?1 РАН, 1995.
Сергей Николаевич Булгаков
(1871-1944)
Sergey N. Bulgakov
В пантеоне русских мыслителей первой половины XX в. видное и неповторимое место принадлежит творчеству и личности Сергея Николаевича Булгакова. Экономист, философ, социолог, богослов, литературный критик, политический и общественный деятель, он, благодаря высокой образованности и столь же высокой нравственной ответственности, внес большой и, к сожалению, до сих пор еще не вполне оцененный вклад в постановку и решение многих актуальных для российской и мировой общественности гуманитарных проблем.
С 1890-х и по начало 1920-х гг. С. Н. Булгаков учился и работал на родине. Окончив в 1894 г. (после недолгого обучения в духовной семинарии и гимназии) юридический факультет Московского университета, он был оставлен по рекомендации проф. А. И. Чупрова на факультете для подготовки к профессуре и затем послан с этой целью в двухгодичную командировку в Германию. По возвращении читал в Киеве и Москве, в качестве приват-доцента и профессора, курсы политической экономии, истории экономических учений и другие сопредельные дисциплины и уже вскоре, особенно в 1910-х годах, приобрел широкую известность как выдающийся публицист, ученый, знаток политической экономии и аграрного вопроса.
С. Н. Булгаков в 1918 г. принял сан священника (в Москве, в Даниловом монастыре) и, находясь после этого в Крыму, в Симферополе, читал курсы политэкономии и богословия. В 1920 г., после занятия Крыма Красной армией, был исключен из числа профессоров Симферопольского университета, а в конце 1922 г., в составе большой группы "нелояльных" ученых, выслан за пределы советской России. Обосновался сначала в Праге, где читал лекции на организованном при Пражском университете Русском юридическом факультете, затем, с 1925 г., - в Париже. Там, наряду с научными исследованиями, неустанно, до самой смерти, занимался общественной деятельностью, особенно в годы фашистской оккупации, активно помогая словом и делом французскому движению Сопротивления.
В студенческие и первые годы научной работы С. Н. Булгаков увлечен марксистской политической экономией. Он был тогда членом социал-демократической партии, а начиная с первой, опубликованной в 1896 г. - книги "О рынках при капиталистическом производстве", вошел в круги не только русских, но и зарубежных марксистов. Но марксизм оказался, по словам самого ученого, лишь "кратковременной болезнью роста". Уже с начала 90-х гг. С. Н. Булгаков отходит от этого учения и утверждается, до конца жизни, в ином религиозно-философском мировоззрении. Пересмотр мировоззренческих позиций, итог которому подвел вышедший в 1903 г. сборник "От марксизма к идеализму", не отвлек его ни от занятий политической экономией, ни от публикаций на ее темы. Но ученый приходит к выводу, что "идеализм" является более прочным, чем "экономический материализм", фундаментом для разработки прогрессивной общественной программы. И хотя все философско-социологические выводы питаются христианскими постулатами, их тональность звучит в известной мере прикрыто, и первое место в рассуждениях ученого занимает защита общечеловеческих ценностей. Именно эти ценности доминируют и в работах по вопросам социально-экономического развития России и в заслужившей мировое признание философско-экономической концепции.
Проблемой экономического развития России, первой по времени привлекшей внимание ученого, была проблема крестьянской деревни.
В конце 1890-х гг., находясь в Германии, С. Н. Булгаков подготовил к защите двухтомное исследование "Капитализм и земледелие". Изначальным руководством к нему служили мысли Карла Маркса по вопросам капиталистической эволюции земледелия. Однако уже во время работы над магистерской диссертацией началось разочарование в теории автора "Капитала" и появились сомнения в ее универсальности. Ученый пришел к выводу, что обнаруженные Марксом законы развития капиталистического производства подтверждаются в промышленности, но не распространяются на сельское хозяйство, что, вопреки мнению Маркса мелкое крестьянское хозяйство не подпадает под закон концентрации производства, не становится целиком жертвой классовой поляризации и в условиях ускоряющейся индустриализации обещает сохранить свою жизнеспособность. Главным условием последней называлась собственность крестьянина на землю, причем собственность полная, не знающая ни феодальных, ни каких-либо иных ограничений, свободно делимая, отчуждаемая, участвующая, наравне с другими видами собственности, в общем рыночном обороте. Этой собственности должна быть гарантирована прочная правовая защита, ибо ее отсутствие "может в корне убить хозяйственную самодеятельность".
Сразу же после выхода книги С. Н. Булгакова в свет, В. И. Ленин, становившийся тогда лидером большевистского движения, в статье "Аграрный вопрос и "критики Маркса" (она появилась в 1901 г.) подверг ее разгромной критике. Убежденный в правоте концепции об устойчивости мелкого земледелия, С. Н. Булгаков и после защиты магистерской диссертации продолжал размышления на эту тему. Они получают гласность на страницах широко известных тогда журналов "Начало", "Новый путь", "Вопросы философии и психологии", еженедельной "Экономической газеты" и других изданий.
С. Н. Булгаков считал, что исторически правильным решением аграрного вопроса может быть только передача всей земли в руки трудящегося крестьянства - путем выкупа помещичьих земель, раздробления крупных поместий на участки для крестьян (если это не противоречит хозяйственной целесообразности), путем отказа от искусственного поддержания дворянства через Дворянский земельный банк и другие институты эпохи контрреформ, и т. д., т.е. "полное поглощение" нетрудового помещичьего хозяйства трудовым крестьянским.
Вторым выражением социального демократизма в сфере аграрной политики должно стать - и на этом особенно настаивал С. Н. Булгаков - демократическое переустройство общины, ибо ее приравнение к обыкновенному юридическому лицу, со свободой вступления и выхода, как это происходит в любом акционерном обществе, окончательно устранит все преграды для самостоятельного крестьянского хозяйствования.
В 1907 г., когда начала проводиться столыпинская аграрная реформа, С. Н. Булгаков в лекциях по аграрному вопросу, читавшихся в Московском Коммерческом институте, назвал указ от 9 ноября 1906 г. "поспешным", врезающим нож в общину и создающим невыносимые условия для миллионов связанных с общиной крестьян, а в написанной в 1918 г. статье "Агония" даже заявил, что "совершенно не сочувствовал политике Столыпина" (хотя как личность премьер производил на него очень сильное впечатление). Был смягчен и радикализм в оценке помещичьего землевладения. Очевидно, насилие, имевшее место в 1905 г. и с особой жестокостью проявившееся в 1917 г., неприемлемое для С. Н. Булгакова и как религиозного мыслителя и просто как человека, заставило его пересмотреть взгляды прошлых лет.
Правовая защита крестьянской земельной собственности привела С. Н. Булгакова к более широкой постановке вопроса о правовых основах российской государственности вообще. Обеспокоенный кризисным положением России в 90-е годы он глубоко и всесторонне обдумывает пути ее национального обновления. Им высказывается мысль о том, что народнохозяйственный и общественный организмы становятся безжизненными, если их покидают силы духовные, если искажается нравственный облик человека, происходит его духовное одичание. Поэтому национальное обновление связывалось им в первую очередь с обновлением духовным, должным послужить возрождению экономическому и политическому.
В разработанной на основе "идеализма" программе политического развития С. Н. Булгаков главное место отводил задаче правовой государственности. Основой ее, как считал ученый, должна быть принадлежность законодательных функций народу, действующему через своих представителей. Только при таком условии закон получает нравственную и юридическую силу, становится обязательным для исполнительной власти. Вне такого условия, как разделение законодательной и исполнительной власти, вообще нет закона, уничтожается всякое различие между законом и административным распоряжением и к власти неизбежно приходит бюрократия, всесильная именно благодаря отсутствию законов и законности.
С позиций идеализма определялись и главные направления общественного развития России в XX в. В сборнике "От марксизма к идеализму", в журнальных статьях "Без плана", "Неотложная задача", в публичных выступлениях принципиальными основаниями этого развития были названы "священные права человеческой личности", права естественные и неотчуждаемые. Это - свобода слова, совести, собраний, союзов и т.п., правовое равенство людей (недопустимость каких-либо сословных и иных привилегий), справедливая социальная политика, исключающая какое-либо насилие. В эти годы С. Н. Булгаков остается еще верен идеалу социализма, содержащейся в нем "великой жизненной правде", но в отличие от других партий, зараженных, как он пишет, "религиозным индиферентизмом", считает, что только в "христианской политике" заложены основные принципы будущего социалистического строя. Что касается вопросов экономической политики, то главное место в ней отводилось "освобождению личности" и прежде всего освобождению от нищеты и бедности, от материального неблагополучия. "Бедность, - писал С. Н. Булгаков, - унизительна для человека", ибо она принижает духовные интересы, задерживает духовное, интеллектуальное развитие. Заниматься конкретной разработкой этих проблем должны, по мнению С. Н. Булгакова, политэкономы и практики.
В 1909 г. С. Н. Булгаков принял участие в известном сборнике "Вехи" со статьей "Героизм и подвижничество". К постановке проблемы привели, с одной стороны, размышления "о религиозной природе" русской интеллигенции (подзаголовок статьи), ее атеизма, веры, как считает С. Н. Булгаков, тоже религиозной, только крайне наивной и принимающей воинствующие, догматические и наукообразные формы; с другой стороны, явственно определившиеся, по наблюдениям автора, притязания партийной интеллигенции на роль "духовного опекуна", спасителя России.
В 1906 г. выходит в свет "Краткий очерк политической экономии", поясняющий основные черты современного автору хозяйственного строя, и вступительная лекция к прочитанному в Московском университете курсу "Критическое исследование проблем и идеалов политической экономии". В 1912 г. в журнале "Русская мысль" публикуется критическая статья "Экономический материализм как философия хозяйства". В эти же годы С. Н. Булгаков читает в Московском Коммерческом институте курсы лекций "История социальных учений XIX в." и "История экономических учений". Все эти исследования, размышления, научные накопления имели своим итогом самый значительный труд С. Н. Булгакова "Философия хозяйства". В 1912 г. он был опубликован (в Москве, а вслед за тем в Японии, на японском языке), представлен в качестве докторской диссертации, и Московский университет, где происходила защита, присвоил за него автору ученую степень доктора политической экономии.
С. Н. Булгаков верил в божественную основу мира, в некое высшее начало, исходящее от Бога через космос к миру. Русские философы, в особенности друзья и духовные наставники С. Н. Булгакова - В. Соловьев и П. Флоренский - именовали его Софией, что в переводе с греческого означает "премудрость". В "Философии хозяйства" София предстает как понятие космологическое, как "душа мира", как идеальная его основа. Софийная концептуальность "Философии хозяйства" вызывала и в годы появления книги, и много лет спустя, споры, дискуссии (доходившие до обвинения С. Н. Булгакова в ереси), расколола читающую среду на приверженцев и противников идеи "Бог-София-Космос".
Много места в "Философии хозяйства" и в других работах было уделено вопросам сущности и задач общественного прогресса. Обращая внимание на то, как переполнен мир всякого рода проблемами - бедностью, нуждой, голодом, ученый настоятельно подчеркивал, что именно поэтому на первый план выступают вопросы смысла и разумности мира, о сущности и задачах бесконечного (ибо человечество бессмертно) общественного развития. В "Философии хозяйства" дается "самый простой", по словам автора, а в действительности глубочайший по смыслу ответ: "Целью прогресса является возможно больший рост счастья возможно большего числа лиц". Но "счастье" для С. Н. Булгакова - это отнюдь не только обеспечение "сытности" или вообще приобретение элементарных жизненных благ. Это непременно и духовное, интеллектуальное развитие общества, обладание каждым человеком высокими личностными качествами, без которых невозможно сосуществование и взаимодействие в общественном организме.
В 1920-30-х гг. в Праге и особенно в Париже научная деятельность С. Н. Булгакова как профессора Богословского института была сосредоточена на церковно-правовых, церковно-исторических, евангельских и других богословских проблемах. Но одновременно он постоянно встречается с известными деятелями русской культуры - Л. И. Шестовым, Н. А. Бердяевым, Г. П. Федотовым, С. С. Прокофьевым, В. С. Ходасевичем, Е. И. Замятиным, М. И. Цветаевой, участвует во многих общественно значимых конференциях, съездах, симпозиумах и ведет широкую, неизменно гуманистическую общественную деятельность.
В годы второй мировой войны, живя в Париже, будучи уже преклонного возраста и ослабленным двумя тяжелыми операциями, С. Н. Булгаков вместе с друзьями и сподвижниками, особенно со своей духовной дочерью - матерью Марией (Елизаветой Юрьевной Кузьминой-Караваевой, героически погибшей с сыном Юрием в фашистском лагере), оказывал большую поддержку всем страдавшим от злодеяний фашизма, русским эмигрантам, участникам Сопротивления.
С. Н. Булгаков не дожил до дня Победы. Он скончался в мае 1944 г. Похоронен в Париже на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Работы:
Булгаков С. Н. Философия хозяйства, М., 1912
Как найти и купить книги
Возможность изучить дистанционно 9 языков

 Copyright © 2002-2005 Институт "Экономическая школа".
Rambler's Top100