economicus.ru
 Economicus.Ru » Галерея экономистов » Александр Александрович Чупров

Александр Александрович Чупров
(1874-1926)
Alexander Alexandrovich Tchuprov
 
Источник: Ученые записки по статистике, т. III / Ред.: Лившиц Ф.Д./ - М., Издательство Академии наук СССР, 1957.
Б. И. Карпенко
(Ленинград)
Жизнь и деятельность А. А. Чупрова

Биография А. А. Чупрова несложна. Его жизнь протекала главным образом в кабинете ученого; но, бедная внешними событиями, она была богата внутренним содержанием. Она явственно распадается на три периода: детство и годы учения, петербургский период и заграничный период.1

I. Детство и годы учения (1874-1901)
Семейная обстановка. - Общественная среда. - Домашняя школа и гимназия. - Главная жизненная задача; черты характера. - Московский университет. - Берлинский университет. - Страссбургский университет; семинар Кнаппа; первые научные работы. - Магистерские экзамены. Итоги первого периода жизни.
Александр Александрович Чупров родился 18 февраля (н. с.) 1874 г. в г. Мосальске, но рос и воспитывался в Москве. Он был-сыном выдающегося ученого и общественного деятеля профессора А. И. Чупрова (1842-1908), занимавшего в течение многих лет кафедру политической экономии и статистики в Московском университете.
Семейная обстановка, в которой рос А. А. Чупров, была весьма благоприятна для его развития. В семье господствовал дух высокой интеллигентности, культивировалась идея служения обществу и родине и бескорыстная преданность науке. Отец имел решающее влияние на сына и в отношении выработки взглядов, и в отношении направления интересов и первых шагов научной работы.2
Общественная среда, в которой рос юный А. А. Чупров, была не менее благоприятна для формирования его личности. Это была среда людей, близких к Московскому университету, игравшему большую роль в развитии русской культуры. Отец Чупрова был в ней центральной фигурой, объединявшей наиболее прогрессивных ученых и общественных деятелей Москвы. Это была также среда земских статистиков, стремившихся к познанию родины, причем отец А. А. Чупрова был общепризнанным вдохновителем этого сильного общественного движения. В 70-е, 80-е и 90-е годы XIX столетия в этой среде обсуждались жгучие вопросы пореформенного хозяйства России, развития капитализма, судеб крестьянской общины и мелкого земледелия, строительства земского и городского хозяйства и т. д. Обсуждение велось в духе народничества, оно было проникнуто горячей симпатией к трудящемуся населению и стремлением к поднятию его хозяйства и культуры.
Вся система воспитания и образования А. А. Чупрова была направлена на выработку в нем качеств работника науки. Начальное образование он получил в домашней школе, где преподавали родители детей и лучшие педагоги Москвы. Лишь в возрасте 14 лет он поступил в 5-ю гимназию, в ее 5-й класс. Но та гимназия, руководимая директором-реакционером Шварцем, не много могла дать учащимся, и А. А. Чупров всю жизнь вспоминал о ней с отвращением.
В 1892 г. А. А. Чупров окончил гимназию. К этому времени выявились склад его ума и интересы и наметилась главная жизненная задача. Его запросам полнее всего отвечали занятия логикой и математикой. Но под влиянием отца и общественной среды он развил в себе вкус и интерес также к конкретному - к явлениям жизни в их сложности и своеобразии. Нужное сочетание обоих элементов давали экономика и статистика. Главная жизненная задача определялась ясно: применить статистику и математику к исследованию общественных явлений. Путь образования также был ясен: изучить сначала, математику-как основу изучения статистики, затем экономику - как главную сферу применения статистики.
К этому времени в значительной мере определились и основные черты характера и жизненного уклада А. А. Чупрова. Он весьма дорожил своей душевной независимостью; поэтому уже тогда у него проявлялся своего рода аскетизм, стремление сокращать до минимума свои потребности. Весь житейский распорядок был подчинен интересам труда. А. А. Чупров отказывался от всего, что могло помешать главному делу его жизни: так, он отказался от занятий музыкой, хотя очень любил ее и сам играл на рояле. Тонкий ценитель высокого искусства, А. А. Чупров прекрасно знал живопись, особенно итальянскую эпохи Возрождения и прерафаэлитов. В развитии вкуса к ней ему помогли и первая поездка с отцом за границу, и его позднейшие длительные экскурсии на велосипеде по Северной Италии.
В 1892 г. А. А. Чупров поступил в Московский университет, избрав по совету отца математическое отделение физико-математического факультета. Здесь, наряду с математикой, он продолжал заниматься логикой и статистикой. Его кандидатское сочинение "Теория вероятностей как основа теоретической статистики", поданное в 1896 г. проф. П. А. Некрасову, было посвящено вопросам, которые А. А. Чупров развивал в дальнейших работах. Оно было написано совершенно самостоятельно. С Некрасовым, который читал в то время курс теории вероятностей, у А. А. Чуп-рова не нашлось общих точек зрения. Мистик "московской математической школы" Бугаева, защитник и обоснователь самодержавия и православия, превративший теорию вероятностей в служанку политической реакции, воевавший против "социальной физики" Кетле, марксизма и дарвинизма, отрицавший закон причинности и т. п., - Некрасов не мог привлечь материалистически и демократически настроенного студента.3 Из профессоров университета А. А. Чупров мог назвать своим учителем толь-го геометра Б. К. Млодзеевского: его художественная манера изложения и чтения лекций имела влияние на стиль научного изложения А. А. Чупрова.4 Гораздо более прочными были духовные связи А. А. Чупрова с расцветавшей тогда петербургской математической школой ученых-материалистов П. Л. Чебышева и А. А. Маркова. Разработанный ею в области теории вероятностей метод математических ожиданий А. А. Чупров позднее положил в основу своих работ по математическому обоснованию методов статистики.
В 1896 г. А. А. Чупров окончил университет и тем выполнил первую часть намеченного плана научного образования. В том же году он приступил к выполнению второй части этого плана - к изучению общественных наук. Для этой цели он отправился в Германию, в Берлинский университет. Там он прослушал зимний семестр. Хотя вначале он с головой окунулся в жизнь немецкой столицы, посещая концерты, театры, политические собрания, но не изменил выработанной привычки к систематическому планомерному труду, учету своих сил и времени. В письме отцу он писал:
"Итогами осени я очень доволен. Счет прихода чрезвычайно благоприятный, сделал я за это время столько, что в Москве вряд ли бы переделал за всю зиму... Счет расхода не так легко составить...". Такая почти бухгалтерская отчетность перед самим собой не была просто манерой изложения: она характеризует сложившуюся систему работы. В берлинский период учения у А. А. Чупрова завязалось знакомство, а затем и дружба с В. И. Борткевичем, с которым у него на всю жизнь установился тесный контакт в научной работе; поездка к нему в Гёттинген привела к свиданию с Лексисом.
В берлинский период осенью начата, а летом в Москве закончена первая опубликованная научная статья А. А. Чупрова "Нравственная статистика", помещенная в "Энциклопедическом Словаре" Брокгауза и Ефрона. Она касалась вопросов, которые позже были подробно рассмотрены в "Очерках по теории статистики".
Берлинским университетом, однако, А. А. Чупров не был удовлетворен и, пробыв там зиму, уже весной 1897 г. перебрался в Страссбург, куда его влекли имена Виндельбанда, Майера, Сарториуса, Кнаппа, Борткевича. Но только двое последних оправдали ожидания А. А. Чупрова.
Страссбургский период жизни А. А. Чупрова полон был напряженной работы. Важное значение в его экономическом образовании имел семинар государственных знаний Георга Фридриха Кнаппа. Кнапп был крупным ученым, притом многосторонним: автор значительных трудов по теории статистики, в частности по теории измерения смертности, по аграрному вопросу, по денежному обращению, - он в то же время владел математикой и с успехом применял ее в некоторых своих работах. Он был не только ученым-исследователем, но и прекрасным лектором и педагогом.5 Вот как сам А. А. Чупров характеризует Кнаппа в письме к отцу: "Лекциями Кнаппа я так же наслаждаюсь, как в летнем семестре... Что создает физиономию Кнаппа, что отличает его от прочих больших и малых профессоров немецких, - есть именно его художнический темперамент, его изобразительный дар... Но не подумай, чтобы за картинкой пропадала у Кнаппа идея, чтобы мелочи, придающие характерность образу, заслоняли типическое... Знакомишься не только со схематизированной условной реальностью науки, но и прямо с жизнью, приучаешься самостоятельно наблюдать жизнь... Все время Кнапп внимательно присматривается к общественным силам, действующим в историческом процессе в том или ином направлении, показывает, как слагается известный экономический строй, чем он держится. Угол зрения определяется теорией классовой борьбы".6 Не следует думать, что А. А. Чупров причислял себя к ученикам и последователям Кнаппа. Он прямо пишет: "к тесной школе Кнаппа я причислить себя не могу - я слишком расхожусь с ним во многом и во взглядах".7 О других представителях немецкой науки он пишет иначе: "Всё прочее в университете радует меня мало. Георг Майр для меня так же невыносим, как был в Берлине Адольф Вагнер: та же вульгарность речи и мысли, нагоняющие не то тоску, не то тошноту. Отто Мейер, у которого я время от времени слушаю политику, тоже не пленяет тонкостью и своеобразием мысли или красотой изложения". Как видим, А. А. Чупров в своей оценке немецкой профессуры проявил полную независимость суждений.
В семинаре Кнаппа А. А. Чупров прочитал реферат книги "Влияние урожаев и хлебных цен на некоторые стороны русского народного хозяйства" (сборник под ред. А. С. Посникова и А. И. Чупрова, 1897). В своем письме к отцу А. А. Чупров приводит "дифирамб русской статистике, который умиленным голосом произрек Кнапп", выслушав реферат: "Это образец того, что может и должна давать статистика общественным наукам. Я знаю немецкую статистику и немецких статистиков довольно хорошо и - с грустью признаю - убежден, что ничего подобного тому исследованию, о котором Вы рассказывали, Германия дать не может".
Для "инаугуральной" диссертации на звание доктора государственных наук А. А. Чупров выбрал тему "Морфология земельной общины". "Но,- пишет он, - решаюсь я на это все-таки скрепя сердце: теория статистики захватывает меня без всякого сравнения глубже, работа над ней дает гораздо более интенсивное наслаждение". Работа над диссертацией была серьезной школой для А. А. Чупрова. Кнапп высоко ценил его способности. Кнаппа поражала у А. А. Чупрова четкость конструкций и точная отделка понятий, которые он приписывал математической школе, пройденной А. А. Чупровым. Поэтому он относился к выдающемуся ученику с особым вниманием. Но когда диссертация была готова, он подверг ее суровой критике с различных точек зрения. Кнапп потребовал предельной четкости как мыслей, так и изложения. Диссертация потребовала двух лет работы (1899-1901).8 Летом 1901 г. А. А. Чупров сдал в Страссбурге докторские испытания и получил степень доктора государственных наук.
Пройдя курс наук в Страссбургском университете, А. А. Чупров получил знания и навыки для научной работы. Но этот университет не мог удовлетворить его в отношении идеологии и научной методологии. Это был типичный германский университет - цитадель реакционно-националистической науки. Кнапп, главный учитель А. А. Чупрова, был типичным представителем такой науки. Он придерживался той "германской" (как охарактеризовал ее Виндельбанд) доктрины о научной методологии, которую позже развил Риккерт. Поэтому он выступал против "социальной физики" Кетле, его "натурализма" в науке, отрицал возможность открытия законов в общественных явлениях и считал возможным лишь эмпирическое описание этих явлений; признавая пользу применения математики в статистике, отрицал возможность применения в ней теории вероятностей. А. А. Чупров не поддался влиянию Кнаппа. Из немецких ученых на А. А. Чупрова в годы учения гораздо большее влияние оказал В. Лексис, хотя также державшийся идей риккертианского типа. Положительной стороной его научной деятельности было то, что он возглавил обоснование статистики теорией вероятностей в такое время, когда "общее мнение" тогдашних корифеев статистики упорно проповедовало чистый эмпиризм и сводило "теорию" к техническим правилам и рецептурным указаниям простейших приемов обработки собранного материала. За это А. А. Чупров и ценил Лексиса, отвергая, однако, его агностицизм. Большое значение для научного творчества А. А. Чупрова имело его знакомство с В. И. Борткевичем, который был учеником и последователем В. Лексиса, хотя в своих научно-теоретических взглядах во многом отступал от него. Он значительно глубже Лексиса разработал математическую теорию движения населения. В тот период, когда он сблизился с А. А. Чупровым, его главные работы были направлены на развитие идей Лексиса об устойчивости статистических рядов; в них Борткевич дал весьма существенное развитие теории устойчивости, распространив ее на колеблемость средних величин, тогда как Лексис рассматривал лишь случай, когда случайная переменная может принимать только два значения: 0 и 1.
Сразу же по окончании Страссбургского университета А. А. Чупров начал готовиться к магистерским экзаменам при юридическом факультете Московского университета: сдача их была необходимым условием получения доцентуры в высшем учебном заведении в России. К этому времени относится весьма напряженная работа над вопросами теоретической экономии: А. А. Чупров усиленно изучал труды К. Маркса (перелагая, между прочим, на математический язык построения II тома "Капитала"), труды Ф. Энгельса и вопросы социалистического движения. О глубине и основательности изучения А. А. Чупровым трудов Маркса и Энгельса свидетельствуют оставшиеся после него тетради конспектов; это видно и из статей его, написанных по экономическим и социальным вопросам.9 Большое внимание уделял он представителям математической школы: Вальрасу, Парето, Маршалу. Он изучал труды русских экономистов, в частности труд В. И. Ленина "Развитие капитализма в России". Эту книгу высоко ценил его отец А. И. Чупров, подаривший ее сыну сразу по выходе в свет.
Подготовка А. А. Чупрова к магистерским экзаменам не была простой "учебой": он искал новых подходов к основному занимавшему его вопросу - о возможности приложения математики к обществоведению. При этом статистику он понимал в то время, как дисциплину социальную, методы которой находятся в тесной зависимости от своеобразия предмета исследования.
Весной 1902 г. он сдал магистерские экзамены. Этим закончилось выполнение второй части плана научного образования. Вместе с тем закончились и годы учения.
Итогом первого периода жизни А. А. Чупрова явилось изучение математики и естествознания, экономики и статистики, философии и логики, наконец, нескольких иностранных языков (к концу жизни он знал семь языков, не считая двух древних). Но все это составляло лишь отдельные стороны научного вооружения А. А. Чупрова. Надлежащее направление действию этого вооружения дается идеологией. Важно поэтому рассмотреть идеологические воззрения А. А. Чупрова.
Идеологический облик молодого А. А. Чупрова сложился в 90-х годах прошлого столетия, т. е. в период, когда Россия вступила на путь энергичного развития капитализма, вышел на политическую арену пролетариат и усилилась классовая борьба, а марксизм начал борьбу с народничеством и завоевывал все более прочные позиции. Эти движения, несомненно, оказали влияние на А. А. Чупрова, хотя воспитан он был в народнически настроенной среде. Он принял учение Маркса о закономерной смене экономических и социальных форм, о неизбежном крушении капитализма и смене его социализмом, о классовой борьбе. Но он не сделал из этого революционных выводов и чувствовал себя ближе к оппортунистическим течениям марксизма, чем к последовательному учению Маркса - Ленина. Учение ревизионистов до некоторой степени соответствовало либерализму окружавшей его среды и в первую очередь - либерализму его отца.
На формирование научных интересов и на направление работ А. А. Чупрова большое влияние оказало развитие нашей земской статистики, отличавшейся глубокой идейностью, демократичностью и социальной направленностью. В своих исследованиях крестьянского хозяйства она ставила для решения проблемы, связанные с ростом капитализма в России, с борьбой классов в деревне, с борьбой марксизма и народничества. Это вызвало необычайный подъем творчества в области статистической методологии: размах и сила его не имели прецедента в истории статистической науки. А. А. Чупров был в курсе этого творчества: недаром его отец являлся, как сказано, идейным главой земско-статистического движения. Статистика предстала перед ним в виде мощного орудия исследования общественных явлений и управления ими, а проблемы ее методологии - тесно связанными с актуальными проблемами практической жизни.
Итогом первого периода явилась также выработка высокого стиля научной работы, состоящего в четкости научных построений и в точности определения понятий, выработка стиля изложения - строгого, живого, изящного, наконец привитие исключительной требовательности к себе во всякой работе, за которую брался. Ряд черт своего характера он воспринял от отца: глубокий синтетический ум, способность к острому анализу, конструктивность творчества, дар облекать мысли в ясную форму, трудолюбие и упорство в достижении целей. А среда, в которой он жил в юные годы, воспитала общественную настроенность и любовь к России, родному народу, притом не идеализированному, а реальному - с его бытом и нуждами.
Так сформировался А. А. Чупров-ученый.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Источниками для биографии А. А. Чупрова послужили: 1) краткая биография А. А. Чупрова, написанная Н. С. Четвериковым (рукопись); 2) речи, произнесенные на торжественном заседании Совета экономического факультета Ленинградского Политехнического института, посвященном памяти А. А. Чупрова (30 мая 1926 г.), напечатанные в "Известиях экономического факультета Ленинградского Политехнического института" [в дальнейшем обозначаются "Изв. Ленингр."], вып. 1(ХХУ), 1928, стр. 307-350; 3) статья Н. С. Четверикова "Чупров А. А." в Энциклопедическом словаре "Гранат*. 7-е изд., т. 49; 4) краткая автобиография А. А. Чупрова, приложенная к Inaugural Dissertation "Uber den Begriff und Formen der Feldgemeinschaft", Strassburg, 1901; 5) St. Kohn. Tschuprow, als Gelehrter und Lehrer (Norddisk Statistik Tidskrift, Вd. V, 1926, Н. 2-3, 8. 171-194); 6) письма и выдержки из писем, предоставленные М. А. Чупровой (сестрой А. А. Чупрова); 7) материалы архива А. А. Чупрова, хранящиеся в библиотеке Московского университета (использованы частично); 8) сведения, сообщенные В. Э. Деном, и 9) личные воспоминания автора.
В основу статьи положен доклад, читанный автором в Статистической секции Московского Дома ученых 19 апреля 1946 г. (в день 20-летия смерти А. А. Чупрова). Статья проредактирована и в разделе III дополнена Н. С. Четвериковым.
2 Биография А. И. Чупрова, написанная Н. А. К а б л у к о в ы м, приложена к сборнику: А. И. Чупров. Речи и статьи, т. I. М., 1900. См. также А. И. К. а з а р и н. А. И. Чупров как экономист. "Ученые записки Моск. ордена Ленина Гос. университета имени М. В. Ломоносова", вып. 123, М., 1947 и С. Остроумов. Значение А. И. Чупрова в развитии русской статистики. "Вестник статистики", 1956, N 3.
3 Идеи "школы" Бугаева изложены в брошюре: В. Г. Ал ек се е в. Н. В. Бугаев и проблемы идеализма Московской математической школы. Юрьев, 1905 (издана также по-немецки). В этой брошюре мы, например, читаем: "Развивается новая математика совсем иного принципа, новый огромный отдел, колеблющий ни более, ни менее, как закон причинности" (стр. 27). П. А. Некрасов, ученик Бугаева, дал развитие этих идей в книге "Философия и логика науки о массовых проявлениях человеческой деятельности. (Пересмотр оснований социальной физики Кетле)". М., 1902. Эту книгу подверг разбору В. И. Борткевич в статье "Теория вероятностей и борьба с крамолой" в журн. "Освобождение", кн. I, Штутгарт, 1903.
4 Б. К. Млодзеевский (1859-1922), по словам Н. И. Л у з и н а ("Теория функций действительного переменного", М., 1948, стр. 5), всегда выдвигал "на первый план требование к художественной стороне научного изложения".
5 Как пишет И. А. Каблуков, в Лейпциге у Кнаппа в 1872 г. слушал лекции (по истории рабочих движений) и А. И. Чупров (отец). См. некролог А. И. Чупрова в "Отчете императорского Московского университета" за 1908 г.
6 Сходную характеристику лекций Кнаппа дал и Н. А. Каблуков (см. сб. "Памяти Николая Алексеевича Каблукова", т. II, М., 1927, стр. XI).
7 Состоя еще в Московском университете, А. А. Чупров был, как сказано, настолько образован, что мог в своей работе идти самостоятельными путями, не поддаваясь влиянию Некрасова. В Страссбургском университете он проявил такую же самостоятельность. Об уровне его научной эрудиции можно судить по факту, сообщенному В. И. Борткевичем: когда Борткевич вывел формулу, составлявшую основу его "закона малых чисел" (1896-1897), то А. А. Чупров, учившийся тогда в Германии, указал ему, что эта формула имеется у Пуассона, а позже сообщил, что она имеется и у Аббе. (См. Т.. V. В о t k i e w i c z . Realismus und Formalismus in der mathematishen Statistik (в журн. "А11g. Stat. Аrch.", Bd. IX, 1915, S. 245).
8 Она напечатана под заглавием "Die Feldgemeinschaft. Eine morpohologisce Untersuchung. (Abhandlugen aus dem Staatsswissensch. Seminar zu Strassburg, hgb. Von G. F. KnappH. XVIII)", Strassburg, 1902. Высокую оценку ее дал А. А. Кауфман в своей рецензии. Он отмечает "сжатость и замечательную ясность, в значительной, мере напоминающие удивительное изложение А. И. Чупрова-старшего", и приводит некоторые характерные суждения А. А. Чупрова: что община-"устойчивое равновесие постоянно борющихся между собой сил", что он "признает классовую борьбу внутри общины" и т. п. ("Народное хозяйство", 1902, IV, стр 184-189).
9 Например, "Аграрный вопрос в жизни социалистических партий Западной Европы" ("Русская мысль", 1907, IV).
Новости портала
Рекомендуем посетить
Allbest.ru
Награды
Лауреат конкурса

Номинант конкурса
Как найти и купить книги
Возможность изучить дистанционно 9 языков
 Copyright © 2002-2005 Институт "Экономическая школа".
Rambler's Top100