economicus.ru
 Economicus.Ru » Галерея экономистов » Александр Александрович Чупров

Александр Александрович Чупров
(1874-1926)
Alexander Alexandrovich Tchuprov
 
Источник: Ученые записки по статистике, т. III / Ред.: Лившиц Ф.Д./ - М., Издательство Академии наук СССР, 1957.
Б. И. Карпенко
(Ленинград)
Жизнь и деятельность А. А. Чупрова

II. Петербургский период жизни (1902-1916)
Экономическое отделение Петербургского Политехнического института. - Организация преподавания статистики. - Основная педагогическая идея А. А. Чупрова. - Первые научные работы этого периода; работа над "Очерками по теории статистики". - Состояние теории статистики в начале XX столетия. - Основные идеи "Очерков". - Другие исследования этого периода. - Итоги научной работы петербургского периода.
В 1902 г. учреждена была первая в России высшая экономическая школа - экономическое отделение Петербургского Политехнического института. Организация этого отделения была возложена на известного экономиста проф. А. С. Посникова, который стал и первым его деканом.
А. С. Посников, со свойственной ему проницательностью, угадал в А. А. Чупрове крупные научные задатки. По его предложению, поддержанному М. М. Ковалевским, кафедра статистики предоставлена была А. А. Чупрову. Вступив в новый Политехнический институт, А. А. Чупров принял живейшее участие в его организации. Институт строился как первоклассное высшее учебное заведение. Намечено было организовать и отвечающее стилю института экономическое отделение. А. С. Посников, человек с самостоятельным умом и оригинальной мыслью, не преподнес России копию с какого-либо иноземного вуза, а создал новый, русский тип высшего учебного заведения. По словам А. А. Чупрова, эта высшая школа "представляла русское претворение идеи, которая в Германии и в Италии нашла выражение в форме высшей торговой школы".
Особенности новой русской экономической школы выражались в том, что она давала широкое экономическое и вместе с тем юридическое образование, давала глубокие теоретические знания и наряду с этим широко вооружала практическими навыками. В ней установились методы преподавания, не практиковавшиеся до того времени в гуманитарных вузах ни у нас, ни за границей: удалось планомерно сочетать лекции, семинары, просеминары, упражнения и - что было ново и важно - широко организовать практические занятия почти по всем предметам. Студентам-экономистам преподавали, между прочим, математику, а также физику, химию, технологию, по которым требовалось и выполнение лабораторных работ, - ибо признавалось, что экономист должен понимать методы не -юлько социальных наук, но и естественных.10 Нигде, пожалуй, А. А. Чупров не нашел бы тогда столь благоприятной обстановки для проявления своего педагогического и исследовательского таланта, как здесь.
Свой талант педагога А. А. Чупров проявил прежде всего в том, что выработал образцовую систему преподавания статистики и успешно ее осуществил. И можно сказать, что она до сих пор нигде не превзойдена.
А. А. Чупров, прежде всего, ясно формулировал задачи преподавания статистики. "Значение начального курса, - писал он отцу, - я, что дальше, то больше видел не в передаче сведений, а в пробуждении интереса к науке, -в том, чтобы дать ощутить эмоцию наслаждения напряженной работой собственной мысли". "Задача преподавания состоит не в сообщении статистических чисел или рецептов статистической работы, а в выработке уменья разбираться в этих числах и в рецептах и научно ими оперировать". "Правила шахматной игры не мудрены, но усвоить их - не значит уметь играть". "Статистическая теория не есть набор рецептов, что как делать, не есть набор математических формул, - как набор инструментов и машин еще не составляет производства". Большое значение А. А. Чупров придавал приобретению студентами "статистической культуры" - понимания сущности массового изучения явлений, уменья разбираться в статистических источниках, уменья "развинтить механизм получения цифр", пробуждения критического чутья. "Прививка статистической культуры не может быть достигнута одним обучением формально-математическим конструкциям. Наоборот, чисто математическая культура по своему существу скорее антагонистична культуре чисто статистической, и занятия математиков статистикой часто превращаются в непроизводительный спорт...". "Играющие в статистику математики могут быть побеждены лишь статистиками, вооруженными математикой".11
Выработанная в соответствии с этими задачами система преподавания статистики представляла стройное сочетание следующих средств: лекции, практические занятия, специальные курсы, семинар и общение в статистическом кабинете.12
а) Первым звеном в системе преподавания были лекции. Задача лекций, по А. А. Чупрову, состоит не в том, чтобы исчерпать предмет статистики, а в том, чтобы наметить руководящие точки зрения, которые по могут ориентироваться в статистических проблемах при самостоятельной работе над ними. "Я гонюсь только за тем, чтобы наметить место каждого вопроса статистики в общей системе". "Я читаю не для того, чтобы заменить книгу, а для того, чтобы облегчить для лиц, стремящихся к сознательному усвоению курса, работу над книгой и над материалом". "Лекция не должна конкурировать с книгой". Содержание лекций А. А. Чуп-рова разнообразилось от года к году. Но одно являлось общим для всех лет - это большое место, отводившееся философии и логике статистики и ее вероятностному обоснованию. Изложение лекций А. А. Чупров вел не путем сухих размышлений, а путем анализа статистических данных, которые он приводил в изобилии. Каждое положение, можно сказать, не сообщалось им, а внушалось конкретными данными. Ум слушателя, следя за лекцией, сам как бы шел в действительную жизнь и ее исследовал, рассматривая факт за фактом, - и трактуемая идея представлялась слушателю как бы добытой им самим. Изложение курса преподносилось в. изысканно обработанной форме: все мысли были точно и четко формулированы - чистым, образным русским языком; речь расцвечивалась яркими словами и красочными оборотами. Как отличалась она от академически строгой, формально точной, но сухой речи многих других профессоров! Во время лекций А. А. Чупров держал слушателей в напряжении. Это достигалось не только живостью изложения, изысканностью речи и интересом содержания, но и настроением, с которым он сам являлся в аудиторию: он был всегда бодр, жизнерадостен, на лице сияла улыбка.
б) Следующим, после лекций, звеном в педагогической системе А. А. Чупрова были практические занятия. Он говорил: "Мало приобрести знания, надо уметь ими распоряжаться". Но навыки в обращении с научными методами прививаются лишь путем упражнения в их применении. Средством привития таких навыков в статистике были практические занятия, обязательные для всех студентов. На практических занятиях студент знакомился со всем процессом статистической работы, от заготовления первичных данных до их научного анализа. Темы работ относились к проблемам, волновавшим в то время общественную мысль: это были различия во взглядах марксистов и народников на развитие капитализма в России и на судьбы русской деревни. Вопрос о русской деревне распадался на ряд таких тем, как зависимость распространения вненадельных аренд от размеров надела у крестьян, зависимость прироста населения от размера надела, размера посева и наем рабочей силы и т. п. Материал заимствовался из земских статистических сборников. Целью этих занятий было отбить у студентов страх перед цифрой, научить читать статистическую таблицу и показать, каким путем подходить к табличному ответу на поставленный вопрос. Ценно в таких занятиях то, что в процессе их, как говорил А. А. Чупров, возникали "массами научные и технические вопросы: как группировать, по каким признакам, большие или малые брать группы и почему; по каким соображениям выбирать характеристики; как извлекать то, что нам нужно, из сборников одного типа, как обходиться с другими; если полной правильности не наблюдается, то чем объясняются отклонения; как эти объяснения проверить". Прилагая методы статистики к конкретному материалу, студенты приобретали понимание связи статистических методов с вопросами логики, воспитывали понимание случайного. Вместе с тем, работая над живым экономическим материалом, они приходили к необходимости вникать в сущность экономических проблем и экономически осмысливать получаемые из чисел соотношения. Как видим, практические занятия имели в некоторой мере исследовательский характер. Если лекции должны были выполнять первую задачу-породить интерес к, науке, то практические занятия разрешали вторую задачу-начальное статистическое воспитание. Вначале практические занятия вел сам А. А. Чупров; позже они поручены были специальным преподавателям - известным статистикам С. В. Сперанскому, Л. Н. Марессу и В. В. Никольскому.
в) Для студентов старших семестров был организован ряд необязательных специальных курсов-по теории измерения смертности, интерполяции, выборочному исследованию, теории корреляции. Такие курсы составляли третье звено системы преподавания статистики.
г) Следующим звеном был семинар повышенного (исследовательского) типа. Как отмечает А. А. Кауфман, "в постановке семинарских занятий у А. А. Чупрова впервые намечаются те основные методы и принципы, которые в дальнейшем входят в обиход русского преподавания статистики, и семинар Чупрова надолго останется образцом постановки семинарских занятий".13 Расцвет семинарских занятий А. А. Чупрова относится к 1907-1915 гг. Семинар не был рассчитан на внешний эффект - на издание работ его участников. Главной задачей семинара было привитие студентам определенных навыков и качеств научной работы. Участник должен был пройти серьезную статистическую школу. Для научной разработки чаще всего намечалась область вопросов, объединенных общностью материала и методов исследования. Отдельные темы, к ней относящиеся, разбирались участниками семинара и самостоятельно разрабатывались; при этом делались небольшие доклады с критикой источников, доклады о методологии исследования и пр. Темами семинара были: пожары в России; потребление водки в России и связь его с урожаями, выборочное исследование, доля мальчиков среди рождающихся, и т. д. Особенно удачным оказался семинар, посвященный разработке вопроса о потреблении водки. Из него выкристаллизовалась богатая содержанием книга М. М. Виноградовой;14 в работе над темой принимали активное участие также Н. М. Виноградова, Н. С. Четвериков, О. Н. Андерсон и др. Важность этой книги в том, что в ней впервые дается систематическое научное применение коэффициента корреляции к исследованию экономических явлений. Значение этой работы станет ясным, если вспомнить "брожение" статистической мысли, наблюдавшееся во втором десятилетии нашего века. Так называемая математическая статистика, в частности теория корреляции, вызвала оппозицию со стороны А. А. Кауфмана. Напечатанная им в "Статистическом вестнике" статья вызвала оживленную полемику, в которой приняли участие Е. Е. Слуцкий, Р. М. Оркенцкий, А. В. Леонтович, М. Е. Подтягин, И. А. Сабанеев и др.15 С другой стороны, появились исследования с попытками применить математические приемы статистики к оценке городских недвижимых имуществ (И. Н. Ратенек, М. Б. Гуревич), затем исследования Р. М. Орженцкого и др.16 Они тоже вызвали противоречивую оценку. Широко обсуждались проблемы математической статистики в среде страховиков.17 Поставив работу о связи потребления водки с высотой урожая, А. А. Чупров имел в виду показать на деле выгоды и порядок применения новых "математических" приемов исследования экономических проблем. Семинар сыграл большую роль тем, что дал его участникам направление в разработке методологии статистики. Главным образом в семинаре сформировалась группа студентов, которые впоследствии выросли в учеников и последователей А. А. Чупрова.18 Лучших, зарекомендовавших себя учеников А. А. Чупров привлекал и к своим научным работам-например, к разработке вопросов о доле мальчиков среди рождающихся, о выборочном исследовании, об устойчивости статистических рядов и пр. - и этим вводил их в лабораторию подлинного научного исследования.
д) Пятым звеном педагогической системы А. А. Чупрова было общение в статистическом кабинете. Задачей кабинета было обслуживание всего преподавания статистики. Задуман был кабинет широко - соответственно широте задач, поставленных перед преподаванием. Поэтому А. А. Чупрову пришлось затратить много труда на его организацию, особенно на раздобывание книг. Зато кабинет, созданный им, представляет, несомненно, единственное учреждение такого рода в нашей стране. Тщательно подобрана была не только русская, но и иностранная литература. Были добыты даже самые старые статистические издания, начиная с изданных на латинском языке сборников братьев Эльзевиров, Сансовино, сочинений Конринга, Я. Бернулли. Журналы были представлены полными коллекциями, иногда за 100 лет; были выписаны материалы переписей почти всех государств; полно представлена местная, особенно земская статистика, официальная статистика и т. д. Кабинет был не только хранилищем книг и обычным местом работы студентов, но и местом научного общения с серьезно работавшими студентами.
Описанная система преподавания статистики выражала основную педагогическую идею А. А. Чупрова. Эта идея состоит в том, что статистическую методологию можно плодотворно изучать только идя "от практики", только соединяя это изучение с планомерно поставленным, большим или малым, научным исследованием конкретных вопросов в избранной области знания. Самое добросовестное изучение математических формул,. самое усердное штудирование литературы о статистической методологии не даст и сотой доли того, что дает попытка применить эти формулы и эту методологию к живому материалу действительности, - подобно тому как самое глубокое изучение законов механики не научит ездить на велосипеде. Ибо всякий закон или формула - это отвлеченная схема жизненных процессов, но не сами жизненные процессы. Только такой путь, изучения, именно - "материалистический" путь, ограждает науку статистики от схоластики и застоя, стимулирует творческие искания. Выработка и применение его на практике - серьезная заслуга А. А. Чупрова-педагога.
Являясь выдающимся профессором-педагогом, А. А. Чупров был, однако, в первую очередь и главным образом ученым-исследователем. До, начала работы в Петербургском Политехническом институте А. А. Чупров написал одну работу по нравственной статистике и одну-по аграрному вопросу. Но аграрные вопросы, занимавшие его примерно до 1907 г., со временем почти выпали из круга его интересов; поэтому в дальнейшем мы говорить о них не будем. Что касается теории статистики и демографии, то они неизменно сопутствовали одна другой. При этом в теории статистики направление интересов А. А. Чупрова было двоякое: в Петербургский период преобладал интерес к логическим вопросам статистического метода, тогда как к концу этого периода и на весь последующий выдвинулись, наряду с логическими, еще и математические вопросы.
В 1903 г. в "Библиотеке самообразования" (Брокгауза и Ефрона)19 появились первые вступительные лекции А. А. Чупрова в курс статистики, читанные им в Политехническом институте (в 1902/03 г.). Они и, теперь читаются с живым интересом, ибо мысли, в них высказанные, созвучны идеям нашего времени. В них показано значение для XX в. "социальной техники", т. е. "системы приемов планомерного использования общественных сил", растущая "потребность в руководстве стихийными процессами народной жизни со стороны центров общественной воли" и роль во всем этом статистики. К первым же годам работы в Петербурге относится статья "О приемах группировки статистических наблюдений", в которой были предложены новые приемы группировки земско-статистических данных.20 Но главной работой А. А. Чупрова в этот период была работа над "Очерками по теории статистики".
Чтобы понять направление этой работы, надо бросить хотя бы беглый взгляд на общее состояние теории статистики к началу XX столетия. Первый камень в здании современной теории статистики был заложен Ад. Кетле. Его "Письма о теории вероятностей" (1846 г.)21 были первым серьезным опытом изложения теории статистики. Но вследствие некоторых ошибок Кетле и особенно "кетлетистов" все его учение подверглось разгрому совместными усилиями некоторых немецких ученых, главным образом с позиций возмущения моральной неприемлемостью тех выводов, которые были сделаны последователями Кетле. Однако вместе с тем, что было ошибочно, откинуто было и то живое и нужное, что было в учении Кетле. В истории статистики наступила длительная пора эмпиризма, когда теория оказалась подмененной техникой и рецептами, не связанными какой-либо руководящей общей мыслью. Лишь с 70-х годов на континенте началась теоретическая работа Лексиса, затем (значительно позднее) Борткевича; в Англии за теоретическую разработку методов статистики взялись биологи: Фрэнсис Гальтон, а затем его ученик Карл Пирсон. В России в это время бурно развивалась земская статистика, накоплявшая интереснейший материал, которым, однако, сравнительно слабо пользовались для исследовательских целей. За границей также шло интенсивное накопление эмпирического материала. Настоятельным становилось поэтому подведение рациональных теоретических основ под приемы работы, выработанные на практике.
А. А. Чупров приступил к построению теории статистики. Хотя он, по его словам, поставил целью дать в "Очерках" синтез статистических идей континентальной и английской школ, а также научно-методологических построений Риккерта, но на самом деле его труд значительно шире по охвату проблем и по глубине их решения. А. А. Чупров давал совершенно новые основы теории статистики. В его труде нашли отражение русские идеи: идеи Журавского - понимание сущности статистического метода как "категорического исчисления", идеи земской статистики, идеи русской математической школы П. Л. Чебышева и А. А. Маркова, наконец, идеи, связанные с идеологической борьбой марксистов и народников.
В период работы над "Очерками" А. А. Чупров опубликовал на немецком языке две важные работы по теории статистики.22
Зиму 1907/08 г. А. А. Чупров провел в заграничной командировке, за окончательной отделкой "Очерков". В начале 1908 г. умер его отец- А. И. Чупров; этим прекратился у А. А. Чупрова постоянный плодотворный контакт с отцом в научной работе.
В мае 1909 г. "Очерки" вышли из печати. Они представлены были в Московский университет в качестве магистерской диссертации; 2 декабря состоялась ее защита. Эта блестящая защита была крупным событием в жизни университета и доставила А. А. Чупрову докторскую степень, минуя магистерскую.23
Появление "Очерков" было выдающимся событием и в общественной жизни России. Первым рецензентом "Очерков" был В. К. Дмитриев, русский представитель математической школы в политической экономии. В краткой заметке об "Очерках" он писал: "появление их должно произвести у нас целый переворот в области преподавания и изучения теоретической статистики"; "талантливое произведение А. А. Чупрова является для популяризации идей новейшей теоретической статистики приблизительно тем же, чем явился известный "Опыт" Лапласа для распространения в обществе идей, господствовавших в теории вероятностей в его время (т. е. около 100 лет тому назад)".24 "Благодаря "Очеркам",- писал позже В. В. Никольский, - перед умственными взорами всех предстали значительность и важность, казалось бы, всегда таких скромных по внешнему виду статистических проблем..."; "Очерки" открывали новые горизонты, они производили "неотразимое впечатление на душу читателя".25
В чем же состояли идеи А. А. Чупрова и чем объясняется их успех? - Вот схематическое содержание "Очерков".
Первый очерк - "Науки номографические и науки идиографические"- определяет место статистики в системе наук и ее логический стиль. Долгое время господствовало убеждение, что научное знание состоит лишь в установлении общих, "вечных" законов, т. е. сводится номографическому знанию. Теоретики науки стремились подвести методологию всех наук под схемы, выработанные для установления общих законов. В противовес этому Баденская школа неокантианцев показала важность также и идиографического знания, состоящего в описании индивидуальных черт конкретных явлений. Риккерт противопоставил ати два типа знания как конкурирующие один с другим, доказывая, что общественные науки относятся ко второму типу наук и не имеют задачей раскрывать законы явлений. А. А. Чупров отнесся к антитезе наук номографических и идиографичбских иначе. Согласившись с Риккертом в понимании сущности номографии, он дал свое понимание идиографии, показал логическую равноценность обеих и пришел к необходимости их синтеза. Что касается статистики, то она, в отличие от номографических наук, оперирующих родовыми понятиями, имеет дело с понятиями иного типа - групповыми (совокупности); отсюда вытекает своеобразие ее обобщений - статистических закономерностей. Поскольку эти обобщения ограничены конкретными рамками места и времени, они относятся к типу идиографического знания; однако, ступая на путь раскрытия причинных зависимостей, статистика приобретает функции номографические.
Второй очерк - "Номографические функции "категорического исчисления" (Методы индукции и статистический метод)" - подвергает критике методы индукции Дж. Ст. Милля и доказывает необходимость привлечения, в дополнение к ним, статистического метода. Из-за сложности явлений методы индукции применяются на практике редко и заменяются другими, существенно отличными. Явления действительности характеризуются множественностью причин, что признавал и Милль. Но Чупров выдвигает, как характерную черту явлений, также множественность следствий как особо важный факт, становящийся логической основой теории вероятностей. Множественность следствий порождает необходимость массового, т. е. статистического, исследования явлений. Статистический метод призван служить тем же целям номографического изучения вселенной, что и методы индукции,- целям раскрытия "законов природы".
Третий очерк - "Математическая вероятность и статистическая частость (Закон больших чисел)"-рассматривает математическую вероятность как характеристику связи причины со следствием в случае множественности следствий. Определение вероятности А. А. Чупров, вслед за Курно и Крисом, строит на принципе объективной возможности; поэтому он отвергает "классическое" определение вероятности, основанное на принципе "отсутствия оснований" и исходящее от Лапласа, как отвергает и "частостную" теорию английской эмпирической школы. Вероятность, в понимании А. А. Чупрова, является прообразом эмпирической частости. Закон больших чисел утверждает, что при большом числе наблюдений частости явлений должны быть приблизительно равны их вероятностям, и в частостях событий мы находим приближенные выражения их вероятностей. Закон больших чисел выступает не как совокупность математических теорем, а как общий логический принцип, выводимый из этих теорем, - но не только из них. Этот вывод опирается на две леммы: первая лемма ("лемма Курно"), логического содержания, гласит: события, вероятности которых малы, не будут повторяться часто; вторая лемма, математического содержания, гласит: представляется крайне маловероятным, чтобы в длинном ряде событий, стоящих под действием некоторых общих причин, частости разных следствий этих причин значительно уклонялись от их вероятностей. Отсюда вытекает, что, как правило, частости событий держатся близко к вероятностям. При таком понимании закон больших чисел представляет собою "синтез элементов номографических и идиографических". В основе его лежит закон причинности.
Четвертый очерк - "Устойчивость статистических рядов" - рассматривает проблему статистической закономерности и ее истолкования. Кетле, по выражению Маркса, "доказал, что даже кажущиеся случайности общественной жизни... обладают внутренней необходимостью. Но объяснение этой необходимости ему никогда не удавалось".26 Закономерность у Кетле, особенно у кетлетистов, выражалась в устойчивости статистических чисел, причем имелась в виду устойчивость во времени. Кетлетисты приписали этой устойчивости фаталистический характер.27 Не понимая отличия статистической закономерности от "законов природы", они утверждали, что эти закономерности регулируют действия отдельных лиц, что действия человека предопределены, а потому не может быть и речи о свободе воли человека. Лексис, а за ним Борткевич, пользуясь критерием 0, показали, что ряды, как правило, обладают устойчивостью ниже той нормы, которая устанавливается законами теории вероятностей, и обнаружили в рядах наличие существенной компоненты (слагающей), в частности наличие секулярных (длительных) изменений. А. А. Чупров рассмотрел результаты работ Лексиса и его школы, подверг анализу разные типы устойчивости и пришел к выводу, что нет оснований говорить о "господстве числа", о "гнете закона", о связывании воли человека законом, и что теория вероятностей дает вполне достаточную опору для объяснения устойчивости рядов стечением обстоятельств, ничего загадочного в себе не таящих и допускающих точное описание и учет. А. А. Чупров приводит следующую яркую иллюстрацию: "Смешивая в одну массу для целей статистического исследования чернейших злодеев с чистейшими ангельскими душами, мы получим совершенно ту же статистическую картину устойчивой преступности, как если бы все рассматриваемые лица были обыденнейшими серенькими людьми и обладали равною для всех ,,наклонностью к преступлению" (стр. 314). В заключение А. А. Чупров формулирует основную идею своего научного метода, являющуюся выводом из его пространного исследования: "Присматриваясь внимательно к обстановке, в которой протекают изучаемые статистикой явления общественной жизни, мы убеждаемся, что схемы, конструируемые теорией вероятностей, но химера, не пустая игра творческого воображения забывших о мире житейском математиков, а что они, напротив, находят себе полное соответствие в условиях действительной жизни" (стр. 414). Мы увидим, что эта идея положена будет и в основу его последующих работ и получит дальнейшее развитие.
Таково богатое содержание "Очерков". Оно охватывает вопросы статистики, логики и методологии наук, теории вероятностей. "Во всех этих областях, - говорит Борткевич, - Чупров, трактуя о сложнейших проблемах, обнаруживает в сочетании с поразительной эрудицией неподдельную самостоятельность суждений и редкую прозрачность мысли. При этом, выражаясь ясно, точно, где нужно, сильно и всегда изящно, - он сумел придать своему труду форму, достойную содержания".28 Книга А. А. Чупрова будила мысль, подводила читателя к глубоким и возвышенным областям науки, приобщала его к новым научным течениям и бросала в повседневный обиход обширный комплекс идей. Это книгой Россия завоевала себе среди других стран одно из первых мест по уровню статистической науки и, что важнее, вызвала тот подъем интереса к теории среди профессионалов-статистиков, который выгодно отличает историю статистики в нашей стране от ее истории в других странах.
В ряде отзывов (Борткевича, Дмитриева, Кистяковского, Ведена, Кауфмана, Орженцкого, Некрасова и др.) "Очерки" получили высокую оценку.29 Лишь отзыв академика А. А. Маркова был сдержанным.30 Основное возражение Маркова направлено было против положения А. А. Чупрова, что "с единичным случаем ни объективная вероятность, ни закон больших чисел не имеют дела" (стр. 237). Возражал против этого положения и Борткевич. В настоящее время взгляд Чупрова возобладал; наши новейшие теоретики вероятностей (Колмогоров, Хинчин, Гливенко, Гнеденко и др.) придерживаются той же точки зрения: теория вероятностей - это наука о закономерностях массовых явлений.
Успех "Очерков" объяснялся не только выдающимися их достоинствами, но и тем, что для этого успеха была подготовлена надлежащая почва. Земская статистика, с ее идейной направленностью, поставила много волновавших ее вопросов методологии; коренные вопросы статистической методологии поставил во многих своих трудах В. И. Ленин;. над вопросами теории статистики уже работали Р. М. Орженцкий, А. В. Леонтович, Е. Е. Слуцкий, Б. С. Ястремский и др. Таким образом, "Очерки" отвечали назревшей потребности в новой, углубленной теории статистики. Вот почему А. А. Чупров скоро стал центральной фигурой в том замечательном движении, которое охватило среду статистиков, и как бы "всероссийским консультантом" по вопросам статистики и демографии. Многие лица вели научную переписку с А. А. Чупровым,31 иные же специально приезжали в Петербург, ища в личном общении с Чупровым поддержки и ободрения в их борьбе с противниками новых течений (М. Е. Подтягин, Е. Е. Слуцкий, М. В. Птуха и др.).
В ближайшие годы после напечатания "Очерков" А. А. Чупров выполнил три крупных работы. Первая из них - "Выборочное исследование" - это речь, произнесенная в 1910 г. на пленарном заседании XII съезда естествоиспытателей и врачей (напечатана в "Трудах" этого съезда). В ней впервые для русской статистики дается подход к обоснованию нового тогда метода статистического исследования. Она основана на большой экспериментальной работе семинара А. А. Чупрова и явилась толчком к дальнейшей теоретической разработке проблемы. Вторая работа представляет собой исследование конкретного вопроса - о понижении доли мальчиков среди рождающихся.32 Заметим в связи с этим, что А. А. Чупров вообще считал необходимым для каждого статистика oсочетать изучение теоретических вопросов с практикой конкретного исследования: "лишь сама работа, в связи с неудачами, на которые она наталкивается, вызывает интерес к осмысливанию хода научного исследования" ("Очерки", стр. 14-15). Это исследование может служить образцом того, как, опираясь на крайне неполный и даже малодостоверный материал, но тщательно критикуя его качество, дополняя его соображениями, заимствованными из нестатистических источников, находя подтверждения в источниках, казалось бы, весьма далеких от темы, можно достигнуть высокой убедительности выводов. В этой работе А. А. Чупров обосновал мысль, высказанную еще в 1833 г. Христ. Бернулли, что доля мальчиков зависит от способности женщин к вынашиванию плода, иначе говоря, зависит от интенсивности вымирания зародышей. Среди всех зародышей доля мужских значительно выше, чем доля женских зародышей; она также значительно выше, чем доля рождающихся мальчиков; однако внутриутробная смертность мальчиков много выше смертности девочек, и рождается в конце концов обычно 104-106 мальчиков на 100 девочек. К этому привходит важное обстоятельство-прогрессирующее во многих странах увеличение количества выкидышей, среди которых большая часть - мужского пола; это и приводит к снижению доли мальчиков среди новорожденных. Это исследование в 1913 г. было представлено в качестве доклада на XIV сессию Международного статистического института, членом которого Чупров тогда уже состоял. В настоящее время эта теория вошла в число общепризнанных среди демографов - и советских, и зарубежных.33 Третья работа - "Закон больших чисел а современной науке"-речь, произнесенная в 1913 г. на торжественном публичном заседании Академии наук в связи с двухсотлетием опубликования "Ars Conjectandi" Якова Бернулли. По широте охвата проблем, по насыщенности мыслями, по блеску логических концепций эта речь занимает одно из первых мест среди лучших произведений А. А. Чупрова. В увлекательной форме она изображала последовательное завоевание статистическим методом позиций в различных науках, иначе говоря, проникновение в науку стохастико-статистической точки зрения. В 1922 г. А. А. Чупров дополнил ее и напечатал в виде статьи в шведском журнале.34 В том же году, в развитие некоторых ее положений, он напечатал статью "Проблема индетерминизма в свете статистической физики".35
Изданием "Очерков" и перечисленными статьями исчерпывается то, что А. А. Чупров сделал в петербургский период своей жизни в области логического обоснования статистического метода. Но в те же годы была сильно продвинута и математическая часть работы: заложены были основы той огромной работы над теорией устойчивости статистических рядов, которая в дальнейшем легла в основу крупных исследований о моментах и о законе больших чисел. А. А. Чупров одновременно с А. А. Марковым начал разработку проблемы математического ожидания критерия Лексиса (Q). Кроме того, большая предварительная работа над математическими ожиданиями моментов была закончена в 1917 г. перед отъездом за границу и сдана в редакцию "Известий Политехнического института". Но эта работа так и осталась неопубликованной; рукопись, сданная в редакцию "Известий", была затеряна. Это тем досаднее, что в ней содержался как бы 'ключ' к английским исследованиям, напечатанным в XII и XIII тт. "Биометрики".
Признание высоких достоинств работ А. А. Чупрова получило внешнее выражение в том, что он был избран корреспондентом Королевского Экономического общества в Лондоне, членом-корреспондентом Российской Академии наук, членом Международного статистического института, а позже (в 1923 г.) - почетным членом Королевского Статистического общества в Лондоне.

ПРИМЕЧАНИЯ:

10 См. В. Э. Д е н. Задачи Экономического отделения С.-Петербургского Политехнического института. ("Изв. Политехнического Института" [в дальнейшем обозначено "Изв. СПб."], 1904, т. I), а также Е. Н. Петров. Очерк истории Экономического факультета Политехнического института за 25 лет ["Изв. Ленингр.", вып. I (ХХV), 1928].
11 См. статью-рецензию А. А. Чупрова: "Lehrbucher der Statistik", напечатанную в журнале "Nordisk Stat. Tidskrift", 1922, Bd. I, H. I, S. 139-160.
12 Более подробное освещение этих вопросов см.: Б. И. Карпенко. Постановка преподавания статистики у А. А. Чупрова ("Изв. Ленингр.", вып. I (XXV), 1928, стр. 336-344).-О превосходной организации Экономического отделения и о выдающихся качествах А. А. Чупрова как профессора пишет С. Г. Струмилин в книга.."Из пережитого" (М. 1957, стр. 243-248) и в "Лит. газете" (1956, N 149).
13 А. А. Кауфман. Статистическая наука в России. М., 1922, стр. 133-134. Более подробно см. Н.М. Виноградов а. О статистическом семинаре А. А. Чупрова ["Изв. Ленингр.", вып. I(ХХУ), 1928]. По сообщению А. С. Посникова, экономические и статистические семинары введены были впервые в Москве А, И. Чупровым (см. "Памяти А. И. Чупрова" в "Изв. СПб", т. IX, 1908, а также указанный некролог А. И. Чупрова, написанный Н. А. Каблуковым). Таким образом, если в отношении практических занятий А. А. Чупров был пионером, то в отношении семинара он имел за собой опыт своего отца.
14 М. М. Виноградова. Потребление водки в России и урожай. Пгр., 1916 ("Труды студентов экономического отделения Петроградского политехнического института", N 17). Книга Виноградовой получила одобрительный отзыв М. Е. Подтягина ("Статистический вестник" [в дальнейшем обозначено "Стат. вест."], кн. 3 и 4, 1915-1916, стр. 262-268). Он отмечает, что книга "вышла из семинара, который может быть назван центральной лабораторией "математической статистики"" в России, я что "названная работа вызывает прежде всего значительный методологический интерес". Но она получила неодобрительный отзыв А. А. Кауфмана ("Стат. вест.", кн. 3 и 4, 1915-1916, стр. 201-202). Позже А. А. Кауфман изменил свое мнение: в книге "Статистическая наука в России", 1922, на стр. 208-209 он признает "работа М. М. Виноградовой одним из выдающихся явлений русской статистики характеризуемого в настоящей главе направления" (т. е. математического).
15 А. А. Кауфман. Корреляционные формулы, как орудие статистического анализа ("Стат. вест.", кн. 3, 1914-15). Другие выступления-во всех дальнейших номерах журнала за 1914-15 и 1916-17 гг.
16 И. Н. Ратенек. Оценка городских недвижимых имуществ, вып. I. Город. Пенза. Изд. Пензенского земства. Пенза, 1913. Эта работа вызвала полемику возражения: Н. Я. Воробьева в брошюре "Об оценке городских недвижимых имуществ по гор. Пензе" (Симбирск, 1913) и в журн. "Земское дело", 1914, N 11-12 и ответ И. Н. Р а т е н е к а "О городской и земской оценках городских недвижимых имуществ г. Пензы" (Пенза, 1913). М. Б. Гуревич. Применение некоторых приемов математической статистики. Оценка недвижимых имуществ г. Ростова. Ярославль, [912. Р. М. Орженцкий (ред.). Урожаи ржи в Ярославской губернии. Ярославль, 1912.-Все три работы (Ратенека, Гуревича и Орженцкого) получили, в общем, одобрительную оценку А. А. Чупрова ("Русские ведомости", 1913, N 273). О ценности некоторых методологических построений Ратенека А. А. Чупров говорит в статье "Основные задачи стохастической теории статистики" ("Вестник статистики", кн. XIX, 1925, стр. 21 и след.) и в исследовании о корреляции трех случайных переменных (Transact. Cambr. Phil. Soc., v. XXIII, 1928, стр. 354, 364, 366). О других попытках применения математических приемов статистического исследования см. у А. А. Кауфмана. Статистическая наука в России, М., 1922.
17 См. оживленную полемику в журн. "Земский страховой вестник" за 1915- 1917 гг.
18 Непосредственно из семинара вышла первая статья О. Н. Андерсона о разностном методе в корреляции, напечатанная в "В1оте1пка", 1914, т. X. В семинаре были заложены основания методологии работ Н. С. Четверикова, С. С. Кона и др. В связи с работой семинара выполнены под руководством А. А. Чупрова студенческие работы: В, И. Хотимский. Выравнивание статистических рядов. М.-Л., 1925 и Г. С. П о л л я к. Профессия, как объект статистического учета, СПб., 1913 (Труды студентов экономического отделения СПб. Политехнического института, N 10).
19 В кн.: Введение в изучение социальных наук. Сб. статей под ред. Н. И. Кареева, СПб., 1903.
20 "Изв. СПб.", 1904, т. I.
21 Quetelet А. Letters а S. А. R. le Duc regnant de Saxe-Cobourg et Gotha sur la theorie des probabilites, appliquee aux scinces morales et politiques. Bruxelles, 1846.
22 "Die Aufgaben der Theorie der Statistik" (Schmollers Jahrbuch fur Gesetzgebung. Verwaltung u. Volkswirtschaft, 29. January, 1905) и "Statistik als Wissenschaft" (Archiv fur Sozialwissenschaft und Sozialpolitik, Вd. V, 1906). Во второй из этих работ дан критический разбор учения Г. Риккерта.
23 О диспуте см. "Русские Ведомости", N 277, 1909 г.
24 В. К. Дмитриев. Теоретическая статистика. "Критическое обозрение", 1909, вып. VI, стр. 28.
25 В. В. Никольский. А. А. Чупров, как статистик-идеолог. "Изв. Ленингр.", вып. 1(ХХУ), 1928, стр. 326-327. Впечатление от "Очерков" было столь сильно, что А. А. Кауфман, выпустивший перед тем свою "Теорию статистики", изъял ее из продажи, а книга Р. М. Орженцкого "Сводные признаки", вышедшая в то время, прошла не замеченной.
26 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXVI, стр. 7.
27 Особенно Ад. Вагнер (см. Ad. Wagner. Die Gesetzmassigkeit in den scheinbar wiillkurlichen mensclichen Handlungen vom Standpunkt der Statistik. Hamburg, 1864). Позже он отказался от взглядов, высказанных в этой книге. См. также: История и теория статистики в монографиях Вагнера, Рюмелина, Эттингеиа и Швабе. Пер. с нем. под ред. и с доп. проф. Ю. Э. Янсона. СПб.. 1879.
28 В. Борткевич. Задачи и концепции научной статистики. "Журн. М. Н Проев.", нов. сер., XXV, 1910, N 2, стр. 372.
29 Б.А.Кистяковский (в журн. "Вопросы права", 1910); А. Воден (в газ. "Русские Ведомости", 1909, N 237); А. А. Кауфман (в журн. "Русская Мысль", 1909, N 10); Р. М. Орженцкий (в журн. "Юридическая библиография", Ярославль, (1910); П. А. Некрасов (в "Журн. М. Н. Проев.", 1910, N 5). Об отзывах В. К. Дмитриева и В. И. Борткевича сказано выше.
30 А. Марков. Об основных положениях исчисления вероятностей и о законе больших чисел ("Журн. М. Н. Проев.", нов. сер., XXXI, 1911, N 2).
31 Нельзя особо не упомянуть об интенсивной переписке А. А. Чупрова с А. А. Марковым, длившейся несколько лет и способствовавшей освоению А. А. Чупровым метода математических ожиданий, и о переписке с В. И. Борткевичем, длившеися около тридцати лет. В постоянном научном общении с А. А. Чупровым работали О. Н. Андерсон, С. С. Кон, Е. Е. Слуцкий, Н. С. Четвериков и др.
32 Zur Frage des sinkenden Knabenuberschusses unter den ehelich Geborenen. "Bulletin de l'Institut International de Statistique", 1. XX, livr. 2. Lа Науе, 1916.
33 " Journal of the Royal Statisical Society", vоl. 89, 1926, р. 337 (рец. на кн. Ведерванга). См. также С. А. Н о в о с е л ь с к и й А. А. Чупров, как демограф ("Изв. Ленингр.", вып. 1(ХХV), 1928).
34 Речь "Закон больших чисел в современной науке" напечатана в журн. "Статистический вестник", 1914, кн. 1 и 2; в переработанном виде под заглавием "Das Gesetz der grossen Zahlen und der stochastisch-statistische Standpunkt in der modernen Wissenschaft" она, в виде статьи, была напечатана в журн. "Nordisk Statistisk Tidskrift", 1922, Bd. I, H. 1. Кроме указанных трех работ, А. А. Чупров написал статью, посвященную работе Центрального статистического комитета: "По поводу "Плана преобразования статистической части в империи", предлагаемого Центральным статистическим комитетом" ("Статистический вестник", 1916-1917, кн. 1-2); в ней не утратила своего значения критика работ дореволюционного Центр. Стат. Комитета МВД. Наконец, в 1916 г. он написал статью "Война и движение населения" для сборника в честь А. С. Посникова (сборник, однако, не был опубликован, статья имеется лишь в оттисках).
35"Русская Мысль", апрель 1922.
Новости портала
Рекомендуем посетить
Allbest.ru
Награды
Лауреат конкурса

Номинант конкурса
Как найти и купить книги
Возможность изучить дистанционно 9 языков
 Copyright © 2002-2005 Институт "Экономическая школа".
Rambler's Top100