economicus.ru
 Economicus.Ru » Галерея экономистов » Владимир Францевич Эрн

Владимир Францевич Эрн
(1882-1917)
Vladimir F. Ern
 
Исупов К., Савкин И. Русская философия собственности (XVII-XX вв.). - СПб.: СП "Ганза", 1993. - 512 с.
В. Ф. ЭРН
Владимир Францевич Эрн (1882-1917) - русский философ. Родился в Тифлисе. Отец - лютеранин, мать - православная. По окончании гимназии Эрн изучал философию в Московском университете у профессоров С. Н. Трубецкого и Л. М. Лопатина. Это время его тесной дружбы с В. П. Свенцицким. П. А. Флоренским. А. В. Ельчаниновым, С. М. Соловьевым и Андреем Белым, которому мы обязаны большей частью сведений о жизни и деятельности Эрна. Этот дружеский кружок составил основу образованного в феврале 1905 года "Христианского братства борьбы". Вдохновителями и выразителями основных идей "Братства" были Эрн и его ближайший друг Валентин Павлович Свенцицкий. По словам А. В. Карташева. "Эрн - сын немца, весь был ученость, разум, строжайший морализм. Высокий, с бледным, безбородым, никогда не улыбающимся лицом, в обычном для того времени черном сюртуке, он казался протестантским пастором... Его друг-сподвижник Свенцицкий, судя по фамилии, польского происхождения, невысокий блондин с большими серо-голубыми глазами, напряженно и требовательно на всех смотрящими, какой-то едва сдерживающий себя Савонарола, готовый разразиться обличениями, анафемами, повести толпу в бой. Тип теократа-фанатика. латинского стиля". Вместе они выработали главные пункты программы "Братства", предполагающей создание настоящей христианской общественности, которая, при полном упразднении частной собственности, должна была занять место государства. Исследователи не располагают информацией о деятельности "Братства" после 1907 года. Самая первая статья Эрна "Христианское отношение к собственности" инспирирована программными целями и, по сути, является пространным их изложением, своего рода манифестом "Христианского братства борьбы". Статья опубликована в журнале "Вопросы жизни" (1905. .\" .S. С. 246-272: \" 9. С. 361-382), который послужил "точкой соприкосновения Эрна с группой Мережковского и Розанова, с одной стороны, и с группой Булгакова, Аскольдова и Франка, с другой" (Шерер Ю.). С момента основания издательства "Путь" в 1910 году Эрн тесно сотрудничает с ним и принимает самое горячее участие в развернувшейся полемике издательства "Путь" с русской редакцией международного журнала "Логос", выходящего в 1910-1915 годах (Ф. Степун, Э. Степун, С. Гессен, Б. Яковенко), в ходе которой Эрн и сформулировал сноп собственные философские идеи. Итогом этих дискуссий явился сборник статей Эрна "Борьба за Логос", а также ряд работ о Вл. Соловьеве и Гр. Сковороде. Вслед за этим он пишет свою магистерскую диссертацию об Антонио Розмини-Сербати (1914), а в 1916 году защищает докторскую - о Вннченцо Джоберти. Труды этих итальянских философов интересны для него тем, что они содержат ясные доказательства того, что онтологнзм, возврат к бытию, к вечной и подлиннной реальности возможен и в рамках западной культуры, но обязательно через церковь. Развернувшиеся сражения Первой мировой войны побуждают Эрна выступить с циклом работ, направленных против милитаристского духа Германии и, в целом, европейской цивилизации. Кульминация этой критики - доклад "От Канта к Круппу" (06.10.1914), получивший наибольший резонанс. В 1916 году Эрн избирается членом Московского психологического общества, приступает к написанию большого труда об онтологизме у Платона, но не успевает его закончить: он скоропостижно скончался от нефрита 29 апреля 1917 года.
СОЧИНЕНИЯ
Христианское отношение к собственности. М., 1906;
Взыскующим Града. М. 1906 (сонм. с В.Свенцицким);
Церковное возрождение. О приходе/Вопросы религии. Выи. 1. М.. 1906;
Социализм и общее мировоззрение. Сергиев Посад, 1907;
Социализм и проблема свободы. M.| 190S;
Христианство/История религии. М., 1909. С. 123-160 (совм. с А.Г-льчаннновым);
Борьба за Логос. Опыты философские и критические. М., 191 1;
Г.С.Сковорода. Жизнь и учение. М.. 1912;
Природа мысли. М., 1913;
Розмини и его теория знания. М., 1914;
Природа научной мысли. М,. 1914;
Время славянофильствует. Воина, Германия, Европа и Россия. М.,1915;
Меч и крест. Статьи о современных событиях. М., 1915;
Философия Джоберти. М., 1916;
Гносеология Вл.Соловьева/О Вл.Соловьеве. Сб. 1. М., 1911. С. 129-206;
Проблема истории. По поводу диссертации Г. Г. Шпета "История как проблема логики"/ЖМНП. 1917, ? 6;
Критика кантовского понятия истииы/Философскнй сборник Лоиатину к 30-летию научной деятельности. М.. 1912. С. 49-61;
Толстой прогни Толстого/Сб. второй. О религии Льва Толстого. М., 1912. С. 214-247;
Верховное постижение Платона/Вопросы философии и пснхологии. 1917. Кн. 137-13S;
Христианство и мир/Живая жизнь, 1907. ? 1. С. 15-47;
Таинства и возрожденная церковь/Церковное обновление. 1907. 4 марта, ? 9;
Историческая церковь/Там же. 1907. IS марта, ? 11;
ЛИТЕРАТУРА
Аскольдов С. Памяти В. Ф.Эрна/ Русская мысль. 1917. Кн. 5-6. С. 131-134;
Лосский Н. О. История русской философии. М., 1954 (1990);
Шерср Ю. Цсославянофильство н германофобия. Владимир Францевнч Эри/Вопросы, 1989, ? 9;
Scherer J. 1) Die Petcrsburger Religios-philosophischen Vereinigiingen. Die Lntwicklung lies rcligiosen Selbstverstandnisses ilirer Intelligenzija. ? Mitglieder (1901-1917). B.-Wie.sbaclen. 1973, S. 143-152. 338-341; 2) intelligentsia, religion, revolution: premieres manifestations d'un socialisine chretien en Russie. 1905?1907/"Cahiers dn Monde russe et sovietiquc", Wli. 1976. 4 pp 427-466: XVIII, 1977. 1-2. Pp. 5-32;
Как найти и купить книги
Возможность изучить дистанционно 9 языков

 Copyright © 2002-2005 Институт "Экономическая школа".
Rambler's Top100