economicus.ru
 Economicus.Ru » Галерея экономистов » Семен Людвиговчч Франк

Семен Людвиговчч Франк
(1877-1950)
Semen L. Frank
 
Источник: Исупов К., Савкин И. Русская философия собственности (XVII-XX вв.). - СПб.: СП "Ганза", 1993.
С. Л.ФРАНК
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - русский философ и религиозный мыслитель, публицист и критик. Родился в Москве в еврейской семье. Отец. врач, рано умер: воспитанием восьмилетнего внука занимался дед по материнской линии, М. М. Россиянский, учивший мальчика читать Библию, а впоследствии - отчим, В. И. Зак. По его рекомендации Франк познакомился с работами Н. Михайловского, Д. Писарева, П. Лаврова. В 1894 году поступил на юридический факультет Московского университета, а в 1898 году получил выпускное свидетельство об окончании восьми семестров. Сдать выпускные экзамены помешал арест за недозволенную политическую деятельность. Был выслан из Москвы без права проживания в университетских городах.
Осенью того же года Франк выехал в Берлин; посещал лекции по политической экономии и философии в университете. Первая самостоятельная работа - "Теория ценности К. Маркса и ее значение. Критический этюд". Весной 1901 года возвратился в Россию, сдал экзамены в Казанском университете, сотрудничал с П. Б. Струве, с которым познакомился еще в 1898 году. .в изданиях "Освобождение", "Полярная звезда". "Свобода и культура". Участник Первого съезда конституционно-демократической партии. Публиковался в журналах "Новый путь", "Вопросы жизни". "Русская мысль", участвовал в сборниках "Проблемы идеализма" (1902), "Вехи" (1909). "Из глубины" (1918). В 1912 году стал приват-доцентом Петербургского университета. В 1915 году написал фундаментальную работу "Предмет знания", а во время войны - ее продолжение "Душа человека". С 1917 года - профессор и декан историко-философского факультета Саратовского универси7'ета. Осенью 1921 года возвратился в Москву: избран членом Философского института, участвовал в создании Вольной академии духовной культуры.
Осенью 1922 года Франк выслан за границу. В Берлинском университете читал лекции (по кафедре славянской филологии) по истории русской мысли и русской литературы до 1937 года. В середине 1920-х годов симпатизировал евразийству, участвовал в литературных выступлениях евразийцев, выражал сочувствие их идеям в своей работе "Крушение кумиров" (1924). обратившей на себя внимание эмигрантской общественности. В 1930-е годы и в последующий период его внимание сосредоточилось на темах экзистенциального существования человека, религиозного переживания бытия. В конце 20-х - начале 30-х годов совершил ряд поездок от христианской организации IMCA с целью создания религиозных обществ в крупных городах с компактным расселением русской диаспоры (Рига. Каунас и др.). Спасаясь от нацистских репрессий, эмигрировал во Францию, а после окончания Второй мировой воины - в Великобританию. Умер в Лондоне.
СОЧИНЕНИЯ
Государство и личность/Новый путь. 1904, N 11;
Политика и идеи/Полярная звезда. 1905, N 1;
О свободной совести/Полярная звезда. 1906. N ;
Интеллигенция и освободительное движение/Полярная звезда. 1906, N 9: Религия и культура (по поводу новой книги Д. С. Мережковского)/Полярная звезда. 1906. N 12;
К вопросу о сущности морали/Беме М. Дневник падшей. Подлинные записки. СПб., 1906;
Личность и вещь (Философское обоснование витализма)/Русская мысль. 1908, N 11;
Сущность социологии/Русская мысль. 1909, N 9;
Прагматизм как философское учение/Русская мысль. 1910. N 5;
Из этюдов о Гете. Гносеология Гете/Русская мысль. 1910. N 8;
О национализме философии/Русская мысль. 1910, N 9;
Виллиам Джеме/Русская мысль. 1910, N 10;
Еще о национализме в философии. Ответ на ответ В.Ф.Эрна/Русская мысль. 1910, N 11;
Памяти Льва Толстого/Русская мысль. 1910, N 12;
Капитализм и культура/Московский еженедельник. 1910, N 16;
Письма Толстого/Русская мысль. 1911. N 1;
Личность и мировоззрение Фр. Шлейермахера/Русская мысль. 1911, N 9;
Возрождение славянофильства/Русская мысль. 1911, N 10;
Вильгельм Дильтей/Русская мысль. 1911, N 11;
Прагматизм как гносеологическое учение/Новые идеи в философии. М.,1912. Сб.7;
О философской интуиции/ Русская мысль. 1912. N 3;
Нравственный идеал и действительность/Русская мысль. 1913. N 1;
Вильгельм Шуппе/Русская мысль. 1913. N 5;
Космическое чувство и поэзия Тютчева/Русская мысль. 1913, N 11;
Книга Дильтея по истории философии/Русская мысль. 1914, N 4;
Якоб Беме. "Aurora, или Утренняя заря в восхожден|Ч1"/Русская мысль. 1915, N 2;
Вильгельм Виндельбанд/Русская мысль. 1915, N 11;
Философия и жизнь. М.. 1910;
Нравственный водораздел в русской революции. М.. 1917;
Мертвые молчат. М., 1917;
Религиозная философия Когена/Русская мысль. 1915. N 12;
Эрнст Мах и Освальд Кюльпе/Русская мысль. 1916, N 3;
Мобилизация мысли в Германии/Русская МЫСА!). 1916, N 9;
Кризис современной философии/Русская мысль. 1916. N 9;
Задачи философской психологии/Русская мысль. 1916. N 10;
Душа человека Опыт введения в философскую психологию. М., 1917;
Введение в философию в сжатом изложении. Пг.. 1922;
Очерк методологии общественных наук. Пг.. 1922;
Живое знание. Берлин, 1923;
Введение в философию. Берлин, 1923;
Религиозный и исторический смысл русской революции/Проблемы русского революционного сознания. Берлин. 1924;
Крушение кумиров. Париж, 1924;
Религия и наука. Берлин, 1925;
Основы марксизма. Париж. 1925;
Религиозные основы общественности/Путь. 1925, N 1;
Религия и наука в современном сознании/Путь. 1926, N 4;
Новая этика немецкого идеализма/ Путь. 1926. N 5;
Смысл жизни. Париж. 1926;
Материализм как мировоззрение. Париж. 1928;
Духовные основы общества. Введение в социальную философию. Париж,1930;
Онтологическое доказательство бытия Бога/Записки Русского научного института в Белграде. 1930, N 1;
Философские предпосылки деспотизма/Числа. Париж. 1930. N 4;
Личная жизнь и социальное творчество. Париж, 1934;
Пушкин как мыслитель. Белград, 1937;
О Лопатине. Париж, 1937: Проблема "христианского социализма"/Путь. 1939, N 60;
Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии. Париж. 1949;
Свет во тьме. Опыт христианской этики и социально"! философии. Париж,1949;
Ересь утопизма/Новый журнал. Нью-Йорк, 1946, N 1 (отд. изд. Л., 1991);
Религия и наука. Брюссель, 1953;
Биография П. Б. Струве. Нью-Йорк. 1956;
Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. Париж. 1956;
Этюды о Пушкине. Мюнхен. 1957;
С нами Бог. Париж, 1964: Из истории русской философской мысли конца XIX и начала XX века. Антология. Вашингтон-Нью-Йорк, 1965;
О невозможности философствовать/Вестник РХД. Париж. 1977. N 121;
Избранные статьи. Лондон, 1977;
Сочинения. М., 1990;
Смысл жизни (пред. 10.Н.Сенокосова)/Вопросы философии 1990, N6.
ЛИТЕРАТУРА
Бердяев Н. А. К спорам о германской философии/Русская мысль. 1915, N5, 6;
Сборник памяти Семена Людвиговича Франка. Мюнхен, 1954:
Чижевский Д. Предисловие к кн. С. Франк. Предмет знания. 2-с изд. Париж, 1974;
Семен Людвигович Франк. Библиография [ред. Т. Л. Осиргина]. Париж, 1980;
Гайденко П. П. Мистико-пантеистическая диалектика/Идеалистическая диалектика в XX столетии [ред. Ю. Н. Давыдов). М., 1987.
Новости портала
Рекомендуем посетить
Allbest.ru
Награды
Лауреат конкурса

Номинант конкурса
Как найти и купить книги
Возможность изучить дистанционно 9 языков
 Copyright © 2002-2005 Институт "Экономическая школа".
Rambler's Top100