economicus.ru
 Economicus.Ru » Галерея экономистов » Александр Иванович Герцен

Александр Иванович Герцен
(1812 - 1870)
Alexander Ivanovich Gertzen
 
Использованные источники:
  1. Аникин В.А. 'Путь исканий'. М., 1990
  2. 'Большая советская энциклопедия', статья 'Герцен А.И.',авт.Н. М. Пирумова, А. И. Володин.
Герцен Александр Иванович
(1812 - 1870)
Герцен был сыном богатого помещика И.А.Яковлева, род которого был очень старинным, и немки Луизы Гаак, всю жизнь прожившую с отцом Герцена и так и не ставшей его законной женой. Фамилия Герцен происходит от немецкого слова herz, что значит 'сердце'. Отец Герцена никогда не давал ему понять свое положение незаконнорожденного, и сын был привязан к отцу, хотя они и были совершенно разными людьми. С матерью у Герцена тоже были теплые отношения, она жила с отцом, у которого был очень тяжелый характер, только из-за сына. Мать погибла при кораблекрушении в 1851 году вместе с сыном Герцена от первого брака.
В 1829 году Герцен поступил в Московский университет, где началась его дружба с Николаем Платоновичем Огаревым, продлившаяся всю жизнь. Их отношения были на удивление теплыми. Они открыто говорили, что искренне любят друг друга. Когда вспоминают одного из них, образ второго возникает сам собой. (Огарев был самостоятельным публицистом, а не только помощником Герцена, но он не занимался экономическими вопросами.) В университете вокруг них сложился кружок революционного направления. В 1833 г. Герцен окончил физико-математическое отделение Московского университета. В 1834 году Герцен первый раз арестован из-за своей революционной деятельности и выслан из Москвы. Блестящие способности полемиста, колоссальная эрудиция, талант мыслителя и художника дали возможность Г. стать одной из центральных фигур русской общественной жизни той эпохи. В 1838 году он женился первый раз на Наталье Александровне Захарьиной, своей двоюродной сестре по отцу, причем невесту свою он похитил (родственники были против брака) и тайно привез в Москву, где они обвенчались. Отец Герцена тоже сначала был против этого брака, но потом смирился, но денег не давал молодым до тех пор, пока не родились внуки. Свою жену Герцен очень любил, у них было четверо детей. В первой половине 40-х гг. Герцен выступил с беллетристическими произведениями, поставившими его в ряд с крупнейшими русскими писателями Литературу он рассматривал как отражение общественной жизни и вместе с тем как действенное средство борьбы с самодержавной действительностью. Антикрепостническим пафосом проникнуты его повести 'Доктор Крупов' (1847), 'Сорока-воровка' (1848) и роман 'Кто виноват?' (1841-46) - один из первых русских социально-психологических романов. С начала 1847 г. Герцен уезжает в эмиграцию, период 1849 -1852 гг. был очень тяжелым для семьи. Его жена полюбила немецкого поэта Гервега, Погибли мать и сын Герцена, а в 1852 г. умерла и Наталья Александровна. Ее похоронили в Ницце, где потом был похоронен и Герцен.
К началу 50-х гг. в основном сложились взгляды Герцена на русский исторический процесс. С наибольшей полнотой они были сформулированы в книге 'О развитии революционных идей в России' (1850), освещавшей как русскую историю, так и историю развития русского освободительного движения. В 1853 г. Герцен основывает в Лондоне 'Вольную русскую типографию' для борьбы с крепостничеством и царизмом. Первые два года, не получая материалов из России, печатал свои произведения ('Юрьев день! Юрьев день', 'Поляки прощают нас!', 'Крещеная собственность' и др.).
В начале 50-х гг. Герцен начал работать над произведением 'Былое и думы' (1852-68, 1-е полное издание 1919-20), которое явилось вершиной его художественного творчества. Среди автобиографий мировой литературы оно выделялось совершенством художественной формы, глубиной мысли, революционным содержанием, широтой охвата действительности. 'Былое и думы'- эпопея и исповедь, вместившая Россию и Запад, идейно-политическую борьбу 30-60-х гг., философские раздумья и быт, историю общественной мысли и интимный мир человека. С 1855 Герцен начал издавать альманах 'Полярная звезда', который получил широкое распространение в России. В 1857 г. Герцен и Огарев приступили к изданию 'Колокола' - первой русской революционной газеты. Программа 'Колокола' на первом этапе (1857-1861) содержала общедемократические требования: освобождение крестьян с землёй, общинное землевладение, уничтожение цензуры и телесных наказаний. Либеральные иллюзии, свойственные Герцену в отдельные годы, нашли отражение на страницах 'Колокола'. После реформы 1861 г. Герцен резко выступил против либерализма, опубликовал в 'Колоколе' статьи, разоблачающие реформу, прокламации и другие документы революционного подполья. Широкое распространение 'Колокола' в России способствовало объединению демократических и революционных сил. С 1856 г. жизнь Герцена связана с бывшей гражданской женой его друга Натальей Тучковой-Огаревой. У них было трое детей, двое из которых (близнецы) умерли в трехлетнем возрасте, а дочь Лиза кончила жизнь самоубийством в 17 лет. У новой жены не сложились отношения с детьми Герцена от первого брака.
Революционные взгляды Герцена в течение его жизни претерпели много изменений. Но ключевая идея всегда была одна - ликвидация самодержавия и крепостного права. Сначала Герцен видел возможность реформирования существующего строя, но постепенно пришел к идее восстания народа. Народом, по его мнению, должна руководить дворянская революционная организация, но также он отводит важное место росту самосознания крестьянства. Герцен заложил основы крестьянского социализма. Он считал, что основой преобразования экономического строя России является развитие общины. После ликвидации крепостного права земля в объеме обрабатываемой крестьянами признается собственностью крестьянских общин. В вопросе перехода земли к крестьянам Герцен допускал возможность выкупа земли у помещиков, хотя принципиально отрицал право помещиков на такой выкуп. Но пойти на подобное соглашение можно было бы для того, чтобы избежать возможных осложнений. До исхода реформы 1861 г. Герцен не выдвигал требования о ликвидации помещичьей собственности.
Герцен первым выступил с обоснованием особого, некапиталистического пути развития России, который он связал с крестьянской общиной. Он не идеализировал общину, а видел ее значение в гарантированном равенстве при наделении землей и предотвращении образования сельского пролетариата. Развивающаяся община должна была подорвать нарождающийся капитализм. Но главное значение общины не в этом, а в том, что она является средством на пути к социализму. Сама по себе община не может привести к социалистическим преобразованиям, но она является их залогом, экономической основой.
Так как община препятствует образованию сельского пролетариата, то это приведет, в конечном счете, к тому, что помещичье хозяйство будет лишено рабочей силы, и постепенно исчезнет само по себе. Впоследствии, под влиянием роста крестьянского движения и идей Чернышевского, Герцен связал ликвидацию помещичьего хозяйства с крестьянской народной революцией. Но дальше защиты групповой, коллективной собственности на землю Герцен не пошел. Завершающим этапом в развитии идей Герцена являются его письма 'К старому товарищу Бакунину' (1869-1870). В них Герцен сводит социальные вопросы к одному решающему вопросу - экономическому. Под экономическим вопросом он подразумевал проблему смены одной формы экономического устройства другой или проблему экономического переворота. Экономические отношения, по мнению Герцена, носят своеобразный характер. Они имеют свои, строго научные законы развития, и насильственные решения в этой сфере имеют строгие границы. Герцен считал, что для переворота нужны определенные предпосылки, прежде всего, в идеологической области. 'Социальному перевороту ничего не нужно, кроме знания и силы, понимания и средств'. Людей, по мнению Герцена, нельзя освободить больше, чем предполагает их внутренняя свобода. Само сознание людей Герцен связывал с их сословием. Буржуазию можно убедить в возможности уступок. Не надо начинать с решительных действий. Герцен считал, что революция может произойти только тогда, когда капитализм создаст для нее необходимые предпосылки (здесь он отходит от своих прежних взглядов на общину как средство движения к социализму). Социалистическим преобразованиям в экономической сфере должен предшествовать политический переворот.
Значение идей Герцена сложно переоценить. Он сделал исключительно много для обличения самодержавия, несправедливости существующего строя, для пропаганды социалистических идей, оказав огромное влияние на общественность России в современный ему период и после него.
Основные работы:
Герцен А. И. Собрание сочинений, т. 1-30, М., 1954-66.
Как найти и купить книги
Возможность изучить дистанционно 9 языков

 Copyright © 2002-2005 Институт "Экономическая школа".
Rambler's Top100