economicus.ru
 Economicus.Ru » Галерея экономистов » Иван Александрович Ильин

Иван Александрович Ильин
(1883-1954)
Ivan A. Ilyin
 
Исупов К., Савкин И. Русская философия собственности (XVII-XX вв.). - СПб.: СП "Ганза", 1993. - 512 с.
И. А. ИЛЬИН
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - русский правовед, фи-∙юсоф, религиозный мыслитель. Родился в дворянской семье. В 1901 [∙ОДУ закончил Первую Московскую гимназию с золотой медалью, получив прекрасное классическое образование; знал несколько язы-хог: церковно-славянский, латинский и греческий, а также французский и немецкий. На юридическом факультете Императорского Московского университета изучал право под руководством таких пытающихся философов-правоведов, как П. И. Новгородцев и кн. К. И. Трубецкой. Кандидатские сочинения Ильин писал об идеальном государстве Платона и об учении Канта о "вещи в себе" в теории no-знания: другие шесть сочинений, которые он написал в период i906-1909 гг.: "О "Наукоученни" Фихте Старшего издания 1794 г.", "Учение Шеллинга об Абсолютном", "Идея конкретного и абстрактного в теории познания Гегеля", "Идея общей воли у Жан-Жака Руссо". "Метафизические основы учения...", "Проблема метода в современной юриспруденции".
По окончании университета удостоен диплома первой степени и оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию 11 традиционной тогда двухгодичной научной командировке, которая успешно прошла с 1910 по 1912 г. в Германии. Италии и Франции.
С 1910 г. Ильин - член Московского психологического общества по рекомендации кн. Е. Н. Трубецкого, Л. М. Лопатина, Г. Г. Шпета. С этого же года начали выходить его философские работы: "Понятия права и силы. Опыт методологического анализа" (1910), "Идея личности в учении Штирнера. Опыт по истории индивидуализма" (1911). "Кризис идеи субъекта в "Наукоучении" Фихте Старшего. Опыт систематического анализа" (1912), "Шлейермахер и его "Речи о религии" (1912), "О любезности. Социально-психологический опыт" (1912), "О возрождении гегельянства" (1912), "Философия Фихте как религия совести" (1914), "Основное нравственное противоречие воины" (1914). "Духовный смысл войны" (1915), "Философия как духовное делание" (1915). "Основы законоведения. Общее учение о праве и государстве" (1915). Были опубликованы также шесть больших работ о философии Гегеля, вошедших потом в двухтомную монографию, изданную в 1918 г., она стала его диссертацией (Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. М., 1918). Диссертация была блестяще защищена, автор получил сразу обе степени: магистра и доктора государственных наук.
После Октябрьской революции Ильин продолжил преподавательскую работу на юридическом факультете Московского университета и других высших учебных заведениях Москвы. Он противостоит официальной политике, отстаивает академические свободы, право науки. подвергавшейся чудовищному давлению. В 1919 г. разрабатывает новое учение о правосознании (рукопись "О сущности правосознания" опубликована в Мюнхене, в 1956 г.). В 1921 г. избран председателем Московского психологического общества. Отказываясь принять новую власть, Ильин отказался и эмигрировать, полагая, что правильно сформулировать задачу русского правоведения могут лишь те, кто от начала до конца наблюдал эту новую Смуту вблизи, на месте. Ильин утверждал, что Россия должна противопоставить безумию политического экстремизма верную меру свободы: свободу веры, искания правды, труда и собственности. Что выиграет Россия, если безумие "левого большевизма" сменится безумием "правого большевизма"? Он призывал поскорее стряхнуть с себя гипноз политических лозунгов ("тоталитарный режим покоится на террористическом внушении"), напоминал, что, думая о грядущей России, мы должны быть свободны от боязни кому-то угодить, от кого-то получить осуждение, ибо мы повинны лишь "Богу России - правде", провозглашал "конец тоталитарному всеведению и всеприсутствию" (цитаты взяты из сочинений, опубликованных уже в эмиграции).
За свои резкие выступления Ильин не раз арестовывался, после шестого ареста был судим и приговорен к смертной казни. Казнь была заменена высылкой и пожизненным изгнанием. Осенью 1922 г. он выехал в Германию вместе с другими высланными русскими интеллигентами.
В начале октября Ильин прибыл в Берлин. Период его жизни в Германии продлился 16 лет. С февраля 1923 по июль 1934 он был профессором при Русском Научном Институте. Помимо курсов, прочитанных в институте, он выступал с многочисленными публичными лекциями в Германии, Латвии, Швейцарии, Бельгии, Чехии, Югославии и Австрии (за 1926-1938 гг. около 200 лекций). Тематика их разнообразна: о русских писателях, о русской культуре, об основах правосознания, о возрождении России, о религии и Церкви, о советском режиме. Входил в редакцию парижского "Возрождения" (ред. - П. Б. Струве), сотрудничал в других изданиях эмиграции: "День русского ребенка", "Русский инвалид", "Новый путь", "Новое время", "Россия" и др. Был редактором-издателем журнала "Русский колокол" (1927-1930, вышло 9 номеров) с характерным подзаголовком: "Журнал волевой идеи". Участвовал в работе Российского Зарубежного съезда весной 1926 г., был одним из идеологов Белого движения, поддерживая связь с Русским Обще-Воинским Союзом (РОВС). Но Ильин не был членом ни одной политической партии. С 1942 г. за рубежом стали выходить крупные философские работы Ильина: "Религиозный смысл философии. Три речи" (1924), "О сопротивлении злу силою" (1925; фрагменты ее см. в "Новом мире" 1991. ╧ 10. С. 200-209), "Путь духовного обновления" (1935), "Основы художества" (1937). Закончил большую книгу "О тьме и просветлении". Для книги художественной критики "Бунин, Ремизов, Шмелев" не нашел издателя (вышла в 1959). Выходят в свет брошюры "Родина и мы" (1926), "Яд большевизма" (1931), "О России. Три речи" (1934), "Творческая идея нашего будущего" (1937), "Основы христианской культуры" (1937), "Основы борьбы за национальную Россию" (1938), "Кризис безбожия" (1951) и др. В июле 1938 г. переехал из нацистской Германии в нейтральную Швейцарию, где ему была запрещена политическая деятельность, поэтому 216 выпусков или "бюллютеней", которые он в течение шести лет готовил для РОВСа, лишь после его смерти стали известны (в виде двухтомника "Наши задачи", 1956). "Аксиомы религиозного опыта" закончены в 1956 г. На немецком языке вышли "Я всматриваюсь в жизнь. Книга
раздумий" (1938-1939), "Поющее сердце. Книга Тихих созерцаний" (1943), "Взгляд вдаль. Книга размышлений и упований" (1945).
СОЧИНЕНИЯ
Самобытность и оригинальничанье/Русская мысль, 1927, кн. I (Прага-Берлин) С. 24-30;
О монархии и республике. Нью-Йорк, 1979. Вопросы философии, 1991, ╧ 4-5;
русские писатели, литература и художество. Сборник статен, речей и лекций. Вашингтон, 1973;
О сопротивлении злу силою. Лондон, 1975;
Основы Христианской культуры. 3-е изд. Мюнхен, 1990;
Путь к очевидности/Вестник высшей школы, 1990, ╧ 6 (предисловие И. Гаврюшина: "Слово об Иване Ильине"); См. также: Новый мир,1991, ╧ 10.
ЛИТЕРАТУРА
Н .Бердяев. Кошмар злого добра/Путь, 926, ╧ 4. С. 103-116;
З. Гиппиус. Предостережения/Последние новости (Париж), 1926, 25 февраля;
Я П. Полторацкий. 1) И. А. Ильин/Русская религиозно-философская мысль XX века. [Ред. Н. П. Полторацкого] Питтсбург, 1975 С 240-250; 2) Иван Александрович Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение. Тенефлай, 1989; 3) Монархия и республика в восприятии И. А. Ильина/И. А. Ильин. О монархии и республике. Нью-Йорк, 1979. Записки Русской академ. группы в США. Т. 19. Нью-Йорк, 1986;
Ю. Т. Лисица. И. А. Ильин как правовед и государствовед/Вопросы философии, 1991, ╧ 5;
Ю. С. Пивоваров. Может ли спасти Россию самодержавная монархия?/Вопросы философии, 1991, ╧ 6;
В. Белов. Из пепла.../Наш современник, 1991, ╧ 4;
П. Паламарчук. Иван Ильин - критик / П. Паламарчук. Москва или Третий Рим? М., 1991.
Как найти и купить книги
Возможность изучить дистанционно 9 языков

 Copyright © 2002-2005 Институт "Экономическая школа".
Rambler's Top100