economicus.ru
 Economicus.Ru » Галерея экономистов » Евгений Варга

Евгений Варга
(1879-1964)
Eugene Varga
 
Источник: Красная новь. 1921. N 2. С.72-93
Евгений Варга
Организация промышленности и земельный вопрос в Венгерской Советской республике
II. Социализация промышленности
Через несколько дней после провозглашения пролетарской диктатуры, 26 марта 1919 года появился декрет советского правительства ╧9 о переходе всех крупных предприятий в общественную собственность без вознаграждения прежних владельцев. Крупным предприятием считалось каждое предприятие, в котором занято было более двадцати рабочих, или предприятие с числом рабочих меньше 20, но которое, благодаря своей технической оснащенности, квалифицировалось как крупное. Это распоряжение было тотчас же проведено по всей стране, хотя дело обстояло так, что экспроприация большинства предприятий была произведена еще до обнародования этого распоряжения.
Управление обобществленными предприятиями стало задачей рабочих комитетов, которые были избраны во многих местах уже во время переворота Карольи. Рабочий комитет состоял из 3-11 членов, избранных прямым голосованием рабочих, занятых на предприятии. Рабочие данного предприятия имели право в любое время отозвать весь комитет или отдельных его членов и делегировать на их место других.
Важнейшей задачей рабочего комитета было охранять предприятия от хищений или саботажа, продолжать производство, поддерживать трудовую дисциплину и выносить решения по различным вопросам, касающимся рабочих.
Было ясно с самого начала, что невозможно будет предоставить управление производством одним только возникшим таким образом комитетам. Рабочие комитеты находились в слишком большой зависимости от рабочих своего предприятия именно потому, что они избирались этими рабочими и выборы могли быть аннулированы в любое время. Так как участие в рабочем комитете означало освобождение от физического труда, а также влияние и власть, - рабочие комитеты стремились сохранить свои полномочия как можно дольше. Вследствие этого они были склонны при всех обстоятельствах действовать исходя из выгоды рабочих своего предприятия. То же - в вопросах о трудовой дисциплине, о производительности труда, о заработной плате. Необходимо было поэтому позаботиться о том, чтобы на каждом предприятии было лицо, уполномоченное всем пролетариатом, которое должно было защищать интересы всего пролетариата в противовес интересам рабочих отдельного предприятия и наблюдать за самым ведением предприятия. Этой цели служили производственные комиссары, назначаемые советом народного хозяйства или Народным комиссариатом социального производства. Задачи производственного комиссара состояли собственно в ведении предприятия, в проведении распоряжений высших инстанций, в поддержании трудовой дисциплины и в обеспечении производительности труда. Эти задачи он должен был решать в совместной работе и в согласии с рабочим комитетом. Когда же мнения рабочего комитета и производственного комиссара не совпадали, впредь до решения высших инстанций должно было выполняться предписание производственного комиссара.
Выбор производственного комиссара представлял величайшую трудность. Производственный комиссар должен был, собственно, заменять прежнего главного директора; таким образом, у него была техническая, организаторская, дисциплинарная власть. Каждому ясно, что было очень трудно найти людей, которые отвечали бы всем этим требованиям при данных обстоятельствах, когда методы старой классовой дисциплины не были более пригодны. Дисциплина могла поддерживаться лучше всего рабочими, пользующимися влиянием в массах; но к техническому руководству оказывались способными лишь немногие рабочие. Поэтому на многих предприятиях производственными комиссарами становились инженеры, те инженеры, которые уже прежде принимали участие в рабочем движении и в отношении которых рабочие не были настроены недоверчиво. На других предприятиях комиссарами стали высококвалифицированные рабочие. Во многих местах рядом с производственными комиссарами, избранными из рабочих, работал технический специалист или, наоборот, рядом с уполномоченным для руководства делом специалистом стоял рабочий в качестве контролирующей инстанции.
III. Организация индустриального производства
Экспроприация предприятий является основным условием построения социалистического производства. Но одна только экспроприация предприятий еще не дает того результата, которого ждут рабочие от общественного производства: а именно повышения благосостояния. Чтобы достигнуть этого, необходимо, чтобы производство расширялось, а для этого нужно было покончить с производственной анархией и ввести упорядоченное, планомерное производство. Для подготовки этого процесса в Венгрии служили следующие учреждения:
  1. Производственные центры. Организация их походила в главных чертах на организацию русских "центров". Это значит, что все предприятия одной отрасли промышленности ставились под общее центральное руководство. Таково построение возникших при капитализме трестов. Небольшая территория страны и то обстоятельство, что на первых порах не было сильного саботажа, сделали возможным подчинение всех предприятий каждой отрасли промышленности центральному управлению; оказалось излишним деление на непосредственно подчиненные центру крупные предприятия и меньшие предприятия, поставленные в подчинение местным советам народного хозяйства, как это имело место в России. Производственные центры заботились о технической постановке дела, о снабжении сырьем, о распределении рабочих, о проведении возможного объединения предприятий и т.п. Разумеется, четыре с половиной месяцев пролетарской диктатуры было недостаточно для полного построения производственных центров; в большинстве отраслей промышленности были лишь разработаны планы.
  2. Материальные управления. В первое время всякой диктатуры ощущается большой недостаток различных материалов. Это естественное следствие того факта, что советское правительство вынуждено было уступать старой окостенелой идеологии рабочего класса, находящей, что советское правительство должно повысить ставки рабочих, особенно широких слоев необученных рабочих. Так как теперь широкие массы пролетариата имеют больше денег, у них появляется стремление покупать всякого рода товары. Буржуазия, видя падение денежных ценностей, также стремится покупать товары по какой угодно цене. Поэтому необходимо прежде всего позаботиться о том, чтобы наличные блага и не только те, которые готовы к непосредственному употреблению (об их распределении мы будем говорить ниже), но и те продукты, которые служат сырьем или полуфабрикатами для дальнейшего производства, попадали путем строго контролируемого систематического распределения в производственный процесс.
    Для этой цели мы создали различные материальные управления: угольное, древесное, мебельное и т. д., и т. д. Целесообразным распределением материалов мы обеспечивали, чтобы производство продолжалось прежде всего на тех предприятиях, которые обладали наилучшим техническим оборудованием и на которых поэтому работа была наиболее продуктивна. Строгое руководство распределением материалов было особенно важно при существовании мелкой промышленности.
    Компетенция производственных центров и материальных управлений была сначала недостаточно строго разграничена; некоторые учреждения были производственными центрами и одновременно материальными управлениями. Но уже проявлялась решительная тенденция резко отделить ведение производства, входившее в задачи производственных центров от материального хозяйства, которое находилось в компетенции материальных управлений. Сначала и в России не было разделения между ведением производства и распределением продуктов. Теперь же обе эти функции отделены друг от друга.
    В начальный период, до построения производственных центров, руководство индустриальным производством падало большей частью на Народный комиссариат промышленности. Однако же, вследствие создания материальных управлений и производственных центров, компетенция этого комиссариата все более суживалась, и его задача должна была быть сведена к верховному управлению производством.
    Эти материальные управления, как и производственные центры, работали под руководством соответствующих советов. Рядом с каждым материальным управлением работал совет по распределению материалов, члены которого избирались из тех профессиональных организаций, рабочие которых вырабатывали соответствующие продукты.
    Это было необходимо не только в целях правильного распределения материалов, но и для того, чтобы профессиональная организация вместе с материальным управлением несла ответственность перед рабочим классом, когда бывало, что у отдельного предприятия отбирались материалы и предприятие поэтому вынуждено было простаивать. Составленные подобным же образом советы должны были работать наряду с производственными центрами.
  3. В отдельных округах были образованы местные советы народного хозяйства. Членами их были товарищи, делегированные политическим советом, профессиональными организациями, сельскохозяйственными производительными товариществами, потребительскими обществами и т. д. Из этого окружного совета народного хозяйства должно было образоваться хозяйственное управление округа, задачей которого было бы направлять хозяйственную жизнь округа на основании указаний высших властей и следить за добросовестным выполнением и проведением в жизнь их распоряжений.
  4. Совет народного хозяйства. Он состоял из 60 членов, а именно из представителей крупных профессиональных организаций, из представителей окружных советов народного хозяйства - по одному от каждого, из представителей производительных и потребительских обществ и президиума. На обсуждение этого совета представлялись все принципиально важные вопросы. Это учреждение существовало вначале и в России, потом оно, как излишнее, было упразднено. В Венгрии этот совет выполнял серьезную и полезную работу: для разработки важнейших вопросов он выделял комиссии и собрал результаты этих работ в ряде монографий.
  5. Президиум Совета народного хозяйства. Вначале отдельные хозяйственные ведомства работали самостоятельно в качестве преемников прежних министерств: министерство земледелия - как народный комиссариат земледелия, министерство финансов - как народный комиссариат финансов, министерство торговли - как соответствующий же народный комиссариат и т. д.
    Самостоятельность отдельных хозяйственных народных комиссариатов оказалась с течением времени неоправданной, так как в спешной работе переходного времени отдельные народные комиссариаты часто выносили противоречивые постановления и издавали противоречивые распоряжения. Поэтому Съезд Советов постановил все хозяйственные комиссариаты объединить в один орган, в Совет народного хозяйства, так что народные комиссариаты оказались лишь главными отделами Совета народного хозяйства. Всякое хозяйственное распоряжение могло издаваться лишь Советом народного хозяйства. Централизация управления хозяйственной жизнью пошла, таким образом, в Венгрии гораздо дальше, чем в России, где, собственно говоря, нет совета народного хозяйства, так как так называемый совет народного хозяйства ведает лишь делами индустриального производства, а народные комиссариаты земледелия, финансов, путей сообщения и общественных работ стоят, как независимые организации, вне совета народного хозяйства. Венгерский совет народного хозяйства состоял из следующих комиссариатов, являющихся его главными отделами: 1) отдел материального хозяйства, 2) отдел внешней торговли, 3) отдел земледелия, 4) отдел финансов, 5) отдел продовольствия, 6) отдел путей сообщения, 7) отдел общественного производства, 8) отдел контроля, 9) отдел строительных работ, 10) отдел общественных работ.
    Четыре председателя Совета народного хозяйства избирались Съездом Советов и являлись одновременно народными комиссарами и членами правительства. Трое из председателей руководили также каждый одним из главных отделов Совета народного хозяйства. Заведующие главными отделами были членами президиума, но не народными комиссарами или членами правительства. Президиум совета народного хозяйства был высшей инстанцией во всех хозяйственных делах страны. Он имел право самостоятельно разрешать все дела; вопросы же, связанные с политикой, должны были ставиться на обсуждение правительства. За свои постановления президиум был ответственен перед Съездом Советов или же перед исполнительным комитетом.
    В своей деятельности Президиуму кроме Совета народного хозяйства помогали два других совета:
    1. Совет сельского хозяйства. Ввиду большой важности сельского хозяйства, мы организовали, кроме Совета народного хозяйства, еще отдельный совет сельского хозяйства численностью приблизительно в 40 членов, состоявший из представителей от организаций: сельских рабочих, лесных рабочих, служащих экономий, сельскохозяйственных производительных товариществ, представителей профессиональных организаций, рабочих тех отраслей промышленности, которые тесно связаны с сельским хозяйством, и, сверх того, из представителей потребительских обществ и из привлеченных к делу сельскохозяйственных специалистов. Этот Совет был образован в последний период существования пролетарской диктатуры, почему мы и не можем много сообщить о его деятельности.
    2. Высший технический совет, состоявший из лучших техников-специалистов страны и нескольких представителей крупных профессиональных союзов. Его задача состояла в разрешении актуальных технических вопросов. Его буржуазные члены получали месячное содержание, и кроме того предполагалась особая оплата за разрешение отдельных проблем.
Новости портала
Рекомендуем посетить
Allbest.ru
Награды
Лауреат конкурса

Номинант конкурса
Как найти и купить книги
Возможность изучить дистанционно 9 языков
 Copyright © 2002-2005 Институт "Экономическая школа".
Rambler's Top100