Проверка единогласием фактически идентична проверке ком-енсациями, если последние интерпретировать как выплаты, не-оходимые для обеспечения согласия. Кроме того, если пренебречь издержками принятия решения, эта проверка должна быть успешной поскольку коллективные действия считаются "желательными" любым рациональным индивидом на конституционной стадии. Мы можем проиллюстрировать это утверждение на классическом примере, заимствованном из экономической теории благосостояния Пигу. Фабричный дым загрязняет воздух, и в результате жители окрестностей несут внешние издержки. Для того, чтобы исключить их, могут быть либо заключены добровольные соглашения, либо предприняты единогласно одобренные коллективные действия. Если внешний эффект реален, то некая коллективно навязанная схема, согласно которой понесшие убытки собственники облагаются налогом, а владельцы фирм получают компенсации на строительство очистных сооружений, может быть одобрена всеми сторонами. Если такая схема невозможна (организационные издержки не учитываются), то внешний эффект является лишь умозрительным, а не реальным. Точно такой же вывод можно сделать и в случае заключения добровольных соглашений. Предположим, что владельцы имущества, располагающегося в окрестностях фабрики, потребуют возмещения хотя бы и незначительных убытков от выбросов. Если эти требования реально выполнимы, у них всегда будет существовать возможность объединить свои силы и выкупить фирму для того, чтобы установить там очистные сооружения. При нулевых издержках организации такого действия, соглашение о нем, безусловно, было бы заключено. Все отрицательные внешние эффекты были бы устранены в результате либо добровольно организованного действия, либо - единогласно поддерживаемых коллективных действий с выплатой полной компенсации сторонам, пострадавшим от изменений, необходимых для устранения внешних эффектов.1
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Поскольку данные выводы могут на первый взгляд показаться не очевидными, то полезны дополнительные комментарии. Предположим, что местные жители несут реальные издержки от выброса фабричного дыма. До тех пор, пока они страдают от загрязнения окружающей среды, капитальная стоимость фабрики для местных жителей должна превышать капитальную стоимость для ее действительных владельцев. Взаимные выгоды обмена существуют, и, если мы отвлечемся от издержек принятия решений, обмен произойдет. Новые владельцы могут и не счесть выгодным полностью прекратить выбросы. Однако, если мы предполагаем, что первоначальное состояние не равновесно, некоторое снижение выпуска продукции произойдет. поскольку внутренние предельные производственные издержки увеличатся. Интересный анализ многих подобных ситуаций можно найти в статье: Ronald Coase. "The Problem of Social Cost". The Journal of Law and Economics, III, I960 (рус. пер. этой работы опубликован в кн.: Р.Коуз. Фирма, рынок и право. М. 1993 - Прим. ред.).