Такие конституционные решения могут быть или не быть правильными. Если эти решения принимаются корректно, то сфера коллективного действия будет "идеальной", и в рамках этой сферы отдельные виды деятельности будут организованы на основе минимизирующих издержки правил принятия решений. В нормальном случае будут присутствовать внешние эффекты, что равнозначно высказыванию, что эти виды деятельности будут "чрезмерно раздутыми" по сравнению с неким гипотетическим идеалом, но этот вид неэффективности будет неизбежен для достижения такой организации, которая будет минимизировать общие издержки взаимозависимости. Однако, если не принимаются правильные конституционные решения, то как сфера, так и степень коллективных действий, либо они оба, могут быть модифицированы с целью улучшения социальной организации. Набор видов деятельности, организованных через общественный сектор, может быть как чрезмерно сужен, так и чрезмерно расширен, в то время как (распространение) масштаб отдельных коллективизированных видов деятельности может приблизительно равняться или превышать тот масштаб, который бы имел место при более эффективно минимизирующих издержки правилах принятия решений.
Некоторые из этих утверждений могут быть проиллюстрированы при помощи рис. 17, который аналогичен рис. 6, приведенному выше. На рисунке изображены ожидаемые издержки от какого-либо одного вида деятельности - внешние издержки плюс издержки правил принятия решений. Для этого вида деятельности решено использовать коллективный принцип организации. Если ОА представляет собой ожидаемые внешние издержки от частной организации, тогда любое правило принятия коллективных решений, находящееся между P/N и Q/N, позволит коллективной организации снизить издержки взаимозависимости. Правильное конституционное решение состояло бы в том, чтобы сделать этот вид деятельности коллективным и установить, что все решения в рамках этого вида деятельности должны приниматься по правилу R/N. Эта "идеальная" организация будет по-прежнему обуславливать существование издержек взаимозависимости RR', часть из которых состоит из ожидаемых в результате расширения масштабов деятельности относительно начального положения внешних издержек.
Рис. 17 |
Предположим теперь, что конституционное решение предписывает коллективную организацию деятельности по правилу Q/N. Явно следует ожидать, что внешние издержки будут ниже (поскольку функция внешних издержек снижается по всей своей длине), а издержки принятия решений будут значительно выше, чем при правиле R/N. При правиле Q/N относительно меньше ресурсов будет направлено непосредственно для использования в рамках данного вида деятельности, скажем на ремонт дорог, и, с учетом только этого измерения, аллокация ресурсов была бы более близка к некоей "оптимальной" аллокации. Однако при правиле Q/N слишком "много" ресурсов будет расходоваться на стратегическую "торговлю". Переход от правила Q/N к правилу R/N приведет к тому, что относительно больше ресурсов будет направлено для использования по прямому назначению (слишком много дорог будет отремонтировано) и, если абстрагироваться от издержек принятия решений, это будет означать отход от "оптимальной" аллокации. Однако прирост внешних издержек, связанный с таким сдвигом, будет более чем компенсирован ожидаемым уменьшением издержек принятия решений.