economicus.ru
 Economicus.Ru » Галерея экономистов » Теория общественного выбора

Теория общественного выбора

Theory of Public Choice
 
Источник: Джеймс Бьюкенен. Сочинения. Пер. с англ. Серия: "Нобелевские лауреаты по экономике". Т.1./ Фонд экономической инициативы; Гл.ред.кол.: Нуреев Р.М. и др./ - М., "Таурус Альфа", 1997.
Бьюкенен Дж., Таллок Г.

РАСЧЕТ СОГЛАСИЯ
Логические основания конституционной демократии

ЧАСТЬ III
АНАЛИЗ ПРАВИЛ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

ГЛАВА 14
СФЕРА И МАСШТАБ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

МАСШТАБ И РАЗМЕР КОЛЛЕКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Когда мы рассматриваем распределение экономических ресурсов между общественным, или коллективным, и частным секторами экономики, то важно разграничивать сферу деятельности, которая может быть перемещена в общественный сектор, и степень развития коллективных видов деятельности. Это важное разграничение часто упускалось из виду. Мы можем прояснить его при помощи простого примера. Водоснабжение и обеспечение услугами телефонной связи являются двумя различными "видами деятельности", каждый из которых может быть организован либо на частных, либо на коллективных принципах. Давайте предположим, что, как например в Соединенных Штатах, первый - преимущественно организован в коллективном секторе, в то время как второй преимущественно - в основном в частном. Согласно используемой ранее терминологии, сфера коллективных действий будет включать деятельность по обеспечению водоснабжения и не включать услуги телефонной связи. Наш анализ правил принятия решений показал, что при действии правила не-единогласия, будет существовать тенденция к тому, чтобы обеспечение водоснабжения, как отдельный вид деятельности, оказалось "чрезмерно раздутым" по сравнению с гипотетической точкой отсчета. Относительно "слишком много" ресурсов может быть направлено на реализацию проектов по водоснабжению, хотя последнее может быть организовано и "идеально", в более широком смысле. Основная идея состоит в том, что в нашем анализе действия правил принятия решений не говорится ничего о сфере коллективизации. Она может быть или не быть "чрезмерной" относительно критерия точки отсчета. Эта сфера будет зависеть от конституционного решения, которое было принято по поводу организации рассматриваемого вида деятельности.
Такие конституционные решения могут быть или не быть правильными. Если эти решения принимаются корректно, то сфера коллективного действия будет "идеальной", и в рамках этой сферы отдельные виды деятельности будут организованы на основе минимизирующих издержки правил принятия решений. В нормальном случае будут присутствовать внешние эффекты, что равнозначно высказыванию, что эти виды деятельности будут "чрезмерно раздутыми" по сравнению с неким гипотетическим идеалом, но этот вид неэффективности будет неизбежен для достижения такой организации, которая будет минимизировать общие издержки взаимозависимости. Однако, если не принимаются правильные конституционные решения, то как сфера, так и степень коллективных действий, либо они оба, могут быть модифицированы с целью улучшения социальной организации. Набор видов деятельности, организованных через общественный сектор, может быть как чрезмерно сужен, так и чрезмерно расширен, в то время как (распространение) масштаб отдельных коллективизированных видов деятельности может приблизительно равняться или превышать тот масштаб, который бы имел место при более эффективно минимизирующих издержки правилах принятия решений.
Некоторые из этих утверждений могут быть проиллюстрированы при помощи рис. 17, который аналогичен рис. 6, приведенному выше. На рисунке изображены ожидаемые издержки от какого-либо одного вида деятельности - внешние издержки плюс издержки правил принятия решений. Для этого вида деятельности решено использовать коллективный принцип организации. Если ОА представляет собой ожидаемые внешние издержки от частной организации, тогда любое правило принятия коллективных решений, находящееся между P/N и Q/N, позволит коллективной организации снизить издержки взаимозависимости. Правильное конституционное решение состояло бы в том, чтобы сделать этот вид деятельности коллективным и установить, что все решения в рамках этого вида деятельности должны приниматься по правилу R/N. Эта "идеальная" организация будет по-прежнему обуславливать существование издержек взаимозависимости RR', часть из которых состоит из ожидаемых в результате расширения масштабов деятельности относительно начального положения внешних издержек.


             Рис. 17


Предположим теперь, что конституционное решение предписывает коллективную организацию деятельности по правилу Q/N. Явно следует ожидать, что внешние издержки будут ниже (поскольку функция внешних издержек снижается по всей своей длине), а издержки принятия решений будут значительно выше, чем при правиле R/N. При правиле Q/N относительно меньше ресурсов будет направлено непосредственно для использования в рамках данного вида деятельности, скажем на ремонт дорог, и, с учетом только этого измерения, аллокация ресурсов была бы более близка к некоей "оптимальной" аллокации. Однако при правиле Q/N слишком "много" ресурсов будет расходоваться на стратегическую "торговлю". Переход от правила Q/N к правилу R/N приведет к тому, что относительно больше ресурсов будет направлено для использования по прямому назначению (слишком много дорог будет отремонтировано) и, если абстрагироваться от издержек принятия решений, это будет означать отход от "оптимальной" аллокации. Однако прирост внешних издержек, связанный с таким сдвигом, будет более чем компенсирован ожидаемым уменьшением издержек принятия решений.
Новости портала
Рекомендуем посетить
Allbest.ru
Награды
Лауреат конкурса

Номинант конкурса
Как найти и купить книги
Возможность изучить дистанционно 9 языков
 Copyright © 2002-2005 Институт "Экономическая школа".
Rambler's Top100