economicus.ru
 Economicus.Ru » Галерея экономистов » Теория общественного выбора

Теория общественного выбора

Theory of Public Choice
 
Источник: Джеймс Бьюкенен. Сочинения. Пер. с англ. Серия: "Нобелевские лауреаты по экономике". Т.1./ Фонд экономической инициативы; Гл.ред.кол.: Нуреев Р.М. и др./ - М., "Таурус Альфа", 1997.
Бьюкенен Дж.
ГЛАВА 1
ВВОДНЫЙ РАЗДЕЛ

РАВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕРАВНЫМ
Во второй и последующих главах я буду более подробно рассматривать распределение прав между индивидами. На этом же этапе я должен исследовать одно очевидное противоречие. Мой подход был определен ранее как демократический или индивидуалистический, в рамках которого каждая личность считается неповторимой и ценится так же, как и любая другая. Эта явно нормативная предпосылка анализа должна находиться в соответствии с позитивным утверждением, что люди обязательно отличаются друг от друга, причем при любом распределении прав. Они отличаются физической" силой, мужеством, воображением, артистическими способностями, развитием интеллекта, отношением к другим людям, индивидуальным стилем жизни, умением справляться с социальными проблемами, Weltanschauung, способностями управлять людьми и эффективно распоряжаться другими экономическими ресурсами. Никто не может оспаривать очевидность этих положений, с которыми мы постоянно сталкиваемся на практике. Мы живем в обществе личностей, а не в обществе одинаковых существ. Мы не продвинемся ни на шаг при анализе первых, если будем рассматривать их как вторых.
В анархии Гоббса индивидуальные различия проявляются в разной степени успеха индивидов в непрерывной борьбе за выживание. Но мы занимаемся анализом не-анархичного общественного устройства, по крайней мере в том смысле, что предполагаем существование институциональных средств для разрешения конфликтов между людьми. Под этим подразумевается существование определенной структуры индивидуальных прав, независимо от того, как они возникли, и от различий между людьми, наряду с существованием коллективного органа - государства. Важно, что ряд проблем, связанных с распределением прав между индивидами и группами в обществе, отделяется от проблем, возникающих при обеспечении соблюдения прав, которые уже были ранее закреплены. Неспособность анализировать эти два ряда по отдельности порождает сильное, но вполне понятное замешательство,
Индивиды определяются теми правами, которыми они обладают и которые признаются за ними другими людьми. Если двое индивидов заключают друг с другом сделку, обмениваются между собой, то каждая сторона должна волей-неволей уважать, причем уважать в равной степени со своими, права другой стороны. Если бы этого не происходило, если бы требования одной стороны соблюдались бы другой, но не было бы ответного соблюдения первой стороной требований, предъявляемых второй, анархия стала бы неизбежной, а обмен в своем истинном значении - невозможным. Иными словами, согласие всех с распределением прав предполагает равное и взаимное соблюдение именно этой структуры. Далее, наличие определенной структуры прав предполагает, что орган, обеспечивающий их соблюдение (государство), должен, выполняя свою задачу, вести себя нейтрально, относиться одинаково ко всем людям при осуществлении своих функций. Равное отношение ко всем необходимо, поскольку само закрепление за индивидами прав предусматривает эту нейтральность, а ие потому что все индивиды одинаковы.1 Напротив, личности есть и должны быть неодинаковыми. Следовательно, условие нейтральности означает равное отношение к неравным, а не к равным. Ошибки часто возникают вследствие того, что одинаковое, равное отношение само по себе считается признаком истинного равенства. Другими словами, часто бытует ошибочное предположение, что равное отношение подразумевает в определенном смысле фактическое равенство или, по крайней мере, равенство как норму социального прогресса. Томас Джефферсон мог бы избежать многих недоразумений, если бы деизм позволил ему слегка изменить свое известное высказывание. Если бы он сказал "перед лицом создателя все люди равны" вместо "все люди сотворены равными", он бы более точно выразил то, что, видимо, имел ввиду. Норма равного отношения, прямо вытекающая из определения людей как личностей, не подразумевает их равенство и не означает, что такое равенство необходимо для признания равных отношений легитимными.2

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Ср.: J.J.-Kuusseau. The Social Contract, vol. 38, Great Books of the Western World. Chicago: Encyclopaedia Britannica, 1952, p.394 (рус. пер.: Ж.Ж-Руссо Об общественном оговоре, или принципы политического права. - В кн.: "Трактаты", М., 1969.). См. также: Henry Maine22. Ancient Law. Boston: Beacon Press, 1963, p.89 (рус. пер.: Генри Мейн. Древнее право. 1873)
2 Французская Декларация Прав человека, появившаяся в 1789 году, более путанна, чем положение, внесенное Джефферсоном в Декларацию независимости. В первом документе можно прочесть следующее положение: "Люди рождены и остаются свободными и равными в правах (курсив мой - Д.Б.)".
Ложное положение о том, что люди должны быть или созданы, чтобы быть равными фактически до того, как они могут претендовать на равное отношение к ним в демократическом политическом сообществе, связанное с исследованиями в области генетики.
Новости портала
Рекомендуем посетить
Allbest.ru
Награды
Лауреат конкурса

Номинант конкурса
Как найти и купить книги
Возможность изучить дистанционно 9 языков
 Copyright © 2002-2005 Институт "Экономическая школа".
Rambler's Top100