economicus.ru
 Economicus.Ru » Галерея экономистов » Теория общественного выбора

Теория общественного выбора

Theory of Public Choice
 
Источник: Джеймс Бьюкенен. Сочинения. Пер. с англ. Серия: "Нобелевские лауреаты по экономике". Т.1./ Фонд экономической инициативы; Гл.ред.кол.: Нуреев Р.М. и др./ - М., "Таурус Альфа", 1997.
Бьюкенен Дж.
ГЛАВА 9 УГРОЗА ЛЕВИАФАНА

ДЕМОКРАТИЯ БЕЗ "ОКОВ.
В предшествующих разделах нашей целью была демонстрация того, что даже в наиболее благоприятных условиях в результате демократического процесса может быть принят чрезмерный бюджет. Демократия может иметь своего Левиафана до тех пор, пока не установлены конституционные ограничения и не обеспечено их соблюдение. Исторически государство росло такими темпами, которые не могут сохраняться долго. Именно поэтому современная Америка сталкивается со структурным кризисом в последние десятилетия XX века. За семьдесят лет с 1900 по 1970 совокупные государственные расходы в реальном выражении выросли (в США - Ред.) в сорок раз, составив i/з национального продукта. Факт общеизвестный. Следует подчеркнуть, что этот рост произошел, когда решения принимались практически исключительно в соответствии с упорядоченными демократическими процедурами.1
Авторы конституции Соединенных Штатов, отцы-основатели, не предвидели возникновения необходимости в контроле, во всяком случае в особом, за ростом самоуправления; не изучались эти аспекты и в традиционных политологических исследованиях. Пределы, или границы, власти правительства в первую очередь рассматривались через призму сохранения демократических процедур. Утверждалось, что закон должен ограничивать вероятное стремление правителей нарушить процедуру принятия решений, ущемив тем самым права граждан. Но косвенно в ходе большинства дискуссий предполагалось, что до тех пор, пока демократический процесс работает, нет никакой необходимости устанавливать какие-либо ограничения. Принцип взаимозависимости и взаимоограничения законодательной, исполнительной и судебной власти, восходящий к Монтескье, редко интерпретировался как направленный на ограничение роста государства. Потрясения 60-х повсеместно разрушили общественные иллюзии относительно возможностей государства решить социальные проблемы. Но до этого десятилетия принцип взаимозависимости и взаимоограниченности законодательной, исполнительной и судебной власти, проведенный в конституции Соединенных Штатов, скорее критиковался за то, что он служит препятствием государственным действиям, а не за то, что эффективно их не ограничивает. 70-е бросили нам новый вызов. Может ли современный человек в западном демократическом обществе сам распоряжаться своей судьбой и установить для своего собственного правительства ограничения, которые предотвратят его трансформацию в гоббсовского государя?

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Большие войны оказали влияние на скорость роста государственного сектора и, без сомнения, эффект замещения частного сектора государственным в экстремальных условиях войны ускорил этот процесс. См.: A.T.Peacock, Jack Wiseman. Growth of Public Expenditures in the United Kingdom. New York: National Bureau of Economic Research, 1961. Однако настоящий взрыв, произошедший в конце 60-х - начале 70-х годов XX века, не может быть объяснен в рамках гипотезы Пикока-Вайсмана. Вьетнамская война не была основной причиной этого взрыва.
Новости портала
Рекомендуем посетить
Allbest.ru
Награды
Лауреат конкурса

Номинант конкурса
Как найти и купить книги
Возможность изучить дистанционно 9 языков
 Copyright © 2002-2005 Институт "Экономическая школа".
Rambler's Top100