economicus.ru
 Economicus.Ru » Галерея экономистов » Утопический социализм

Утопический социализм

Utopic socialism
 
Источник: Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. ред. А.И.Володина.- М.: Политиздат, 1982.

АНРИ ДЕ СЕН-СИМОН (1760-1825)

НОВОЕ ХРИСТИАНСТВО
РАЗГОВОР КОНСЕРВАТОРА С НОВАТОРОМ
Новатор Господь сказал: "Люди должны относиться друг к другу как братья". Этот высший принцип содержит в себе все, что есть божественного в христианской религии.
Консерватор. Как? Вы сводите к одному-единственному принципу все, что есть божественного в христианстве!
Новатор. Господь, несомненно, все свел к одному принципу; из этого принципа он несомненно все и вывел. Без этого его воля в отношении людей не имела бы определенной системы. Было бы кощунством утверждать, что всемогущий основывал свою религию на многих принципах.
Согласно же тому принципу, который господь преподал людям в качестве правила их поведения, они должны организовать свое общество так, чтобы оно было наиболее выгодно наибольшему числу людей; они должны поставить целью всех своих трудов и всех своих действий - в наикратчайшее время и наиполнейшим образом улучшить моральное и физическое состояние наиболее многочисленного класса.
Я утверждаю, что именно в этом, и только в одном этом, заключается божественная часть христианской религии. [...]
[...]Новое христианство призвано доставить торжество принципам общей морали в той борьбе, которая происходит между этими принципами и стремлениями достигнуть частичного блага за счет блага общего. Эта обновленная религия призвана создать для всех народов состояние вечного мира, объединяя их против той нации, которая пожелала бы достигнуть своего частного блага за счет общего блага всего человечества, объединяя их против всякого правительства, которое проникнуто антихристианским духом до такой степени, чтобы общенациональные интересы принести в жертву частным интересам правителей. Она призвана связать между собой людей науки, художников и промышленников и сделать их как общими руководителями человечества, так и защитниками специальных интересов всех отдельных народов, его составляющих. Она призвана поставить искусства, опытные науки и промышленность во главе священных знаний. [...]
Я должен был сначала обратиться к богатым и сильным, чтобы расположить их в пользу нового учения, я должен был внушить им, что оно совершенно не идет вразрез с их собственными интересами, ибо улучшить моральное и физическое существование бедного класса явно невозможно другими средствами, кроме тех, которые приводят к увеличению наслаждений богатого класса.
Я должен был внушить художникам, ученым и руководителям промышленного труда, что их интересы по существу совпадают с интересами народных масс, что они принадлежат к классу трудящихся, являясь в то же время его естественными вождями, что одобрение народными массами услуг, которые они им оказывают, есть единственная награда, достойная их славного труда. На этом обстоятельстве, ввиду его чрезвычайного значения, мне нужно было особенно настаивать, так как это единственное средство дать народам вождей, действительно заслуживающих их доверия, вождей, способных направлять их воззрения, чтобы они были в состоянии здраво судить о том, соответствуют ли те или иные политические мероприятия интересам большинства населения или же противоречат им.[...]
Государи!
Внемлите гласу бога, говорящего вам моими устами: станьте вновь добрыми христианами, перестаньте считать наемные армии, дворянство, еретическое духовенство и нечестивых судей своей главной опорой. Объединенные во имя христианства, сумейте выполнить все обязанности, которые оно налагает на власть имущих. Помните, что оно предписывает употребить все силы на то, чтобы возможно быстрее увеличить социальное благополучие бедняка.
Как найти и купить книги
Возможность изучить дистанционно 9 языков

 Copyright © 2002-2005 Институт "Экономическая школа".
Rambler's Top100