economicus.ru
 Economicus.Ru » Галерея экономистов » Неоклассическая экономическая теория

Неоклассическая экономическая теория

Neoclassic economic theory
 
Источник: "The new Palgrave a Dictionary of Economics". Ed. by J. Eatwell, M. Milgate, P. Newman. Перевод А. С. Скоробогатова.
Гейнрих фон Штакельберг
Гейнрих фон Штакельберг родился 31 октября 1905 г. в Кудиново, под Москвой, где его отец был директором фабрики. Его родители были выходцами их Эстонии, хотя его мать была испанского происхождения и родилась в Аргентине. В результате революции семья бежала из России, уехав в Ялту (Крым), а затем в Германию, где сначала они поселились в Ратиборе (Силезия), а затем, в 1923 г., переехали в Кёльн. Высшее образование Штакельберг получил в Кёльнском университете, где изучал экономическую теорию, получив в 1927 г. 'Diplomvolkswirt' (магистр экономики) и докторскую степень в 1930 г..
Свою научную карьеру он начал в 1928 г. в качестве assistant professor'a в Кёльнском университете. С 1935 по 1941 гг. он был 'Dozent'ом и associate professor'ом в Берлинском университете, а с 1941 по 1944 гг. - полным профессором в университете Бонна. В период второй мировой войны он на некоторое время был призван в армию. В 1944-45 гг. он был приглашенным профессором в университете Мадрида. Умер он в молодом возрасте (41 год) в Мадриде 12 октября 1946 г..
В течение своей профессиональной жизни Штакельберг был самым одаренным экономистом-теоретиком Германии. Его докторская диссертация 1934 г. Marktform und Gleichgewicht оказала глубокое влияние на дальнейшее развитие теории цен. "Асимметричная дуополия Штакельберга" известна во всем мире. Его идеи в рамках австрийской теории капитала стали основой для всех современных направлений развития этой теории. Его учебник Grundzuge der theoretischen Volkswirtschaftslehre (1943) был первым "современным" введением в экономическую теорию в том смысле, что основывался на непротиворечивой теории поведения домохозяйства и фирмы. Более того, Штакельберг внес вклад и в несколько других областей: в теорию затрат, теорию обменных курсов, теорию сбережений и другие. В Германии он был одним из немногих ведущих экономистов, которые в экономическую теорию ввели математику и приняли англо-саксонский подход в теории цен и затрат (представленный именами Эджуорта, Маршалла, Хикса, Харрода, Чемберлина и других).
Трудность построения теории олигополии заключается в том, что олигополисты находятся в игровой ситуации, которую, в целом, нельзя представить в форме чистой проблемы максимизации. Выдающаяся идея Штакельберга состоит в том, что это, все-таки, можно сделать применительно к случаю дуополии, если одна фирма принимает "зависимое" положение (т. е. рассматривает фактические цены и объемы выпуска другой фирмы как заданные величины), а другая - "независимое" положение (т. е. знает о таком поведении другой и устанавливает цену и объем выпуска в соответствии с принципом максимизации прибыли или какого-либо другого показателя выгоды). Если обе фирмы выбирают "зависимое" положение, результатом будет равновесие Курно; с другой стороны, если обе хотят "независимого" положения, будет иметь место противоречие, поскольку каждая фирма действует на основе допущений о поведении другой, что несовместимо с положением "независимой" фирмы. Если же, они, тем не менее, зафиксируют свои цены (или объемы выпуска) на этом уровне, то будет иметь место решение задачи олигополии "боулевского типа", как его называл сам Штакельберг. Поскольку неясно, какое положение примет фирма, Штакельберг рассматривал олигополию как рыночную форму без равновесия. Markrform und Gleichgewicht сравнима с работами The Theory of Monopolistic Competition Чемберлина (1933) и The Economics of Imperfect Competition Джоан Робинсон (1933), но идет дальше по глубине анализа и математической строгости.
Штакельберг принял австрийскую теорию капитала, которая подчеркивает временную структуру производства. Главным недостатком его теории является то, что одно из его основных понятий, средний период созревания, в условиях современной взаимозависимой экономики нельзя точно определить и измерить. В статье Kapital und Zins in der stationaren Verkehrswirtschaft (1941) Штакельберг предлагает следующее решение. В простой экономике, где в период О имеют место первоначальные затраты фактора и продукт созревает естественным образом (как при производстве дерева) удовлетворяется следующая зависимость S = Y/qr, S - где фонд потребления, Y - годовой доход (= урожай), q = 1 + r - процентный фактор, r - ставка процента, а Т - период созревания. Если экономика может быть описана в терминах S, Y и r, где S соответствует трудовому доходу L, ее можно определить как простую. Таким образом, средний период созревания можно рассчитать при помощи уравнения T = (log Y - Log L)/log q.
В статье Bertrag zur Theorie des individualen Sparens (1939) Штакельберг рассматривает вопросы о том, почему домохозяйства делают сбережения и каково влияние ожиданий относительно процентных ставок на сбережения домохозяйств. Он воспользовался методологией Хикса и Аллена и применил ее к проблеме размещения затрат во времени. Закон Бем-Баверка о недооценке будущих товаров он вывел из закона убывающей предельной нормы замещения и показал, как этот закон определяет оптимальное размещение расходов.
Штакельберг был представителем неоклассики. По его мнению, Кейнс не добавил ничего по-настоящему нового в область доступного экономического знания. Он также рассматривал предложенную Кейнсом теорию процента как особый случай бем-баверкианской теории обмена настоящих товаров на будущие.
Штакельберг имел тесные отношения с той группой немецких экономистов (Вальтер Ойкен, Эрвин фон Бекерат и другие), которые в течение войны подготовили переход немецкой экономики к системе свободного предпринимательства. Несмотря на его безвременную кончину, его влияние на экономическую теорию, особенно в Германии, оказалось наиболее значительным в том отношении, что он способствовал переориентации немецкого экономического образа мышления на англо-саксонский. Его чрезвычайно оригинальные идеи в области экономической теории до сих пор оказывают глубокое влиянию на развитие науки.
Как найти и купить книги
Возможность изучить дистанционно 9 языков

 Copyright © 2002-2005 Институт "Экономическая школа".
Rambler's Top100