economicus.ru
 Economicus.Ru » Галерея экономистов » Экономические гармонии

Экономические гармонии

Economic Harmonies
 
Источник: "The new Palgrave a Dictionary of Economics". Ed. by J. Eatwell, M. Milgate, P. Newman. Перевод А. С. Скоробогатова.
Экономические гармонии
Данный термин часто используется в экономических дискуссиях и, в частности, дискуссиях, касабщихся истории экономической мысли. Тем не менее, имеет место некоторая двусмысленность в том, что он означает. Более того, возникли значительные разногласия по поводу значения идеи гармонии для развития экономической мысли, а также разногласия относительно степени, в которой классические экономисты должны рассматриваться как теоретики гармонии. К выявлению различных значений, которые прилагались к термину "гармония", мы обратимся несколько позже. Однако при каждом из этих значений принятие идеи гармонии предполагает благоприятное отношение к политике laissez-faire. Поэтому неудивительно, что предтечами понятия гармонии в 18 веке являются Кантильон и Кене (Schumpeter, 1954, p. 234). Сейчас в равной степени есть те, которые находят идею гармонии в трудах классических экономистов, начиная с Адама Смита (Halevy, 1901-1904, p. 89; Heimann, 1945, p. 65), и те, которые ставят под вопрос наличие этой идеи у классиков (Robbins, 1952, pp. 22-29; Samuels, 1966, pp. 6-8: Sowell, 1974, pp. 16f). Только в середине 19 века появились известные работы, посвященные экономической гармонии. Этот термин содержался в заглавии двух книг американского экономиста Генри Кэри (Carey, 1836, 1852). Вслед за этими работами последовал его обширный трактат на ту же тему (Carey, 1858-60). Данный термин попал также и в заглавие книги французского писателя на экономические темы Фредерика Бастиа (1850). Существует распространенное мнение, что Бастиа заимствовал идею гармонии у Кэри. В то же время есть и те, которые доказывают, что оба они извлекли это понятие из трудов Ж. Б. Сея (Teilhac, 1936, pp. 100-113). Впоследствии ссылки на теории гармонии в экономической теории стали носить критический характер, поскольку экономисты стали выступать (начиная с последних десятилетий 19 и в 20 веках) за усиление государственного вмешательства в рыночную экономику ради экономической эффективности или экономической справедливости. В течение большей части 20 столетия экономисты, даже когда они защищали идею об эффективности и справедливости рынков, обычно не использовали в своей аргументации терминологии, взятой из теории гармоний. Даже Людвиг фон Мизес, который представляет собой важное исключение из этого правила, в своей собственной системе отводил понятию гармоний однозначно второстепенное положение. Недавно возрожденный интерес к теориям спонтанного порядка 18 века благодаря, в частности, работам Ф. Хайека, также не вызвал повторного введения термина "экономических гармоний" в экономический лексикон. Теперь рассмотрим различные (хотя и взаимосвязанные) значения, в которых этот термин использовался в истории экономической мысли.
Гармония, понимаемая в этом смысле, не вытекает из экономической науки. Скорее, она представляет собой сочетание (обычно религиозное) оптимизма и веры, выступающее в качестве метода исследования.

Как Кеплер, будучи вдохновлен доктриной гармонии в небесных сферах, открыл законы, управляющие орбитами планет, точно так же и ранние экономисты под вдохновением от идеи о существовании гармонии интересов в обществе, сформулировали экономические законы (Streeten, 1954, p. 208).


Именно от этого значения термина лорд Роббинс решительно отделял классическую школу. Именно эта оптимистическая доктрина стала презрительно обозначаться немецким термином 'Harmonielehre'. Архиепископ Уитли, занявший в 1832 г. кафедру политической экономии в Тринити колледже, в Дублине, был влиятельным теоретиком гармонии именно в этом смысле. Свою цель на этом посту он видел в том, чтобы бороться против антирелигиозных выводов, как он это воспринимал, рикардианской теории. В то время дублинские профессора испытывали на себе давление, принуждавшее их представлять оптимистическую и гармоническую картину того, как функционирует рыночная экономика, и складывавшееся в результате критическое отношение к рикардианской теории отражало "эту вненаучную цель" (Moss, 1976, p. 153). Другим вариантом этой доктрины гармонии был подход теоретиков Просвещения, деистическая философия которых предполагала восприятие естественного порядка в качестве причины "предустановленной гармонии" (Mises, 1949, p. 239; Heimann, 1945, p. 49).
Теория гармонии как доктрина максимального удовлетворения
Когда главные представители неоклассической теории, такие как Маршалл (1920, p. 470) и Викселль (1901, p. 73), ссылались на теоретиков гармонии, они явно имели в виду тех, кто рассматривал экономическую теорию в неразрывной связи с демонстрацией того, что свободные конкурентные рынки обеспечивают максимальное общее удовлетворение для общества в целом. Таким образом, "теорией гармонии" обозначался совершенно конкретный вывод экономической теории, - вывод, центральный для экономики благосостояния, но справедливость которого Маршалл и Викселль оспаривали. Особое внимание уделялось вопросу о том, приводили ли новые доктрины предельной полезности Джевонса и Вальраса к "гармоническим" выводам, подобным тем, которые делал Бастиа на другой методологической основе.
Параллельным этому значению гармонии было то, которое распределительным последствиям функционирования конкурентных рынков приписывало этические добродетели. Так, демонстрация Дж. Б. Кларком справедливости доходов, являющихся результатом предельной производительности, рассматривается как "гармоническая доктрина" (Myrdal, 1932, p. 148).
Теория гармонии как отрицание классового конфликта
Одно из значений, в котором концепции гармонии понимались в течение всей истории экономической мысли, заключается в том, что они сводится к демонстрации взаимной совместимости интересов различных индивидов и групп общества. В частности, в таких концепциях отсутствовала идея присущего капитализму конфликта интересов. Л. фон Мизес, экономист 20 столетия, который сам подчеркивал идею гармонии интересов в рыночном обществе, так описывает развитие этой идеи

Когда представители классической теории [провозглашали "теорему гармонии правильно понимаемых интересов всех членов рыночного общества, они подчеркивали] два положения. Первое, что каждый заинтересован в сохранении общественного разделения труда, - системы, которая увеличивает производительность человеческих усилий. Второе, что в рыночном обществе потребительский спрос направляет всю производственную деятельность (Mises, 1949, p. 674).

Действительно, Мизес рассматривал эти идеи как важный результат экономической науки, имеющие широкое приложение. "Не существует конфликта между интересами покупателей и продавцов, между интересами производителей и потребителей" (Mises, 1949, p. 357). Только в особом случае владения естественной монополией может случиться, что "возникновение монопольной цены : создаст противоречие между интересами монополиста и потребителей" (Mises, 1949, p. 680).
Гармония и традиция спонтанного порядка
С начала 1940-х гг. Хайек преуспел в своих усилиях привлечь внимание экономистов и деятелей из других областей науки и практики к социальному анализу, берущему свое начало в 18 веке, который зачастую обозначается термином "традиция спонтанного порядка". В этой традиции акцент делается на эволюции институтов и социальных последствий, "которые, действительно, являются результатом человеческого действия, но не вытекают из осуществления какого-либо человеческого замысла" (Ferguson, 1767, p. 187, cited in Hayek, 1967, p. 96). Нет сомнений в том, что термин "экономическая гармония" часто использовался для выражения убеждения в возможности и общественном благе непреднамеренных социальных последствий. В некоторой степени, конечно, такой смысл термина включает в себя и вышеописанные значения, но акцент здесь делается не на отрицании конфликта, не на какой-нибудь теореме благосостояния, определенно, не на оптимизме религиозного характера, а на осознанной возможности упорядоченных результатов, возникающих без предварительного замысла из спонтанного взаимодействия независимых друг от друга индивидов. В этом контексте понятие порядка стало означать "взаимоусиливающиеся ожидания". Такое использование данного термина видно из следующей ссылки на концепцию гармонии:

Великое общее правило, с самого начала управляющее человеческими действиями, а именно, состоящее в том, что они должны согласовываться с правильно формируемыми ожиданиями, все-таки является правилом науки. Все формы поведения, согласующиеся с этим правилом, также находятся в согласии и друг с другом, и становятся признанными обычаями. Поэтому совокупность обычаев имеет тенденцию становится гармонической системой (Carter, 1907, p. 331, cited in Hayek, 1973, p. 169).

Данный обзор ограничивался концепциями экономической гармонии, в которых предполагается, что оно достигается спонтанно, "естественно", при отсутствии предварительного замысла. Следует заметить, что термин "гармония" иногда использовался для описания целей сознательной социальной политики. Это вызвало известную дискуссию, которую начал Е. Халеви, утверждая, что Бентам и радикальные философы описывали два частично противоположных принципа: "экономический" принцип "естественной тождественности" (т. е. гармонии) интересов и "юридический" принцип "искусственной идентификации интересов" (Halevy, 1901-4, pp. 15, 17, 489). Дискутируя с Халеви по поводу противоречия в позиции Бентама, лорд Роббинс ссылался на юридический принцип как соперничающий с ней, поскольку он выступает в качестве "функции законодателя осуществлять искусственную гармонизацию интересов" (Robbins, 1952, pp. 190f). Хотя и встречаются ссылки на гармонию, достигаемую искусственными методами, все же, в общем, термин связывается почти исключительно с непреднамеренными результатами децентрализованной системы.


Израель М. Кирцнер
Библиография
Bastiat, F 1850. Les harmonies economiques. Paris: Guillaumin.
Carey, H. C. 1836. The Harmony of Nature. Philadelphia: Carey, Lea & Blanchard.
Carey, H. C. 1852. The Harmony of Interests, Agricultural. Manufacturing, and Commercial. 2nd edn, New York: Myron Finch.
Carey, H. C. 1858-60. Principles of Social Science. Philadelphia: J. B. Lippincott.
Carter, J. C. 1907. Law, Its Origin, Growth and Function. New York and London: H. P. Putnam's Sons.
Ferguson, A. 1767. An Essay on the History of Civil Society. London. Halevy, F. A. 1901-1904. The Growth of Philosophic Radicalism. Translated from the French by M Morris, 1928, Boston: Beacon, 1955.
Hayek, F. A. 1967. Studies in Philosophy, Politics and Economics. Chicago: University of Chicago Press
Hayek, F. A. 1973. Law, Legislation and Liberty. Vol. I: Rules and Order, Chicago: University of Chicago Press.
Heimann, E. 1945. History of Economic Doctrines, An Introduction to Economic Theory. New York: Oxford University Press.
Marshall, A. 1920, Principles of Economics. 8th edn. London: Macmillan, 1936.
Mises, L von. 1949. Human Action: A Tritise on Economics. 3rd edn, Chicago: Regnery, 1966.
Moss, L. S. 1976. Mountiford Longfield: Ireland's First Professor of Political Economy. Ottowa, Ill.: Green Hill.
Myrdal, G. 1932. The Political Element in the Development of Economic Theory. Translated from the German by P. Streeten. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1954.
Robbins, L. 1952. The Theory of Economic Policy in English Classical Political Economy. London: Macmillan, 1965.
Samuels, W. J. 1966. The Classical Theory of Economic Policy. Cleveland and New York: World.
Schumpeter J. A. 1954. History of Economic Analysis. New York: Oxford University Press.
Sowell, T. 1974. Classical Economics Reconsidered. Princeton: Princeton University Press.
Streeten, P. 1954. Recent controversies. Appendix to Myrdal (1932).
Teilhac, E. 1936. Pioneers of American Economic Thought in the Nineteenth Century. Translated from the French by E. A. J. Johnson (1936), reprinted, New York: Russell and Russell, 1967.
Wicksell, K. 1901. Lectures on Political Economy. Vol. I, Translated from the Swedish by E Classen, London: Routledge and Kegan Paul, 1934.
Как найти и купить книги
Возможность изучить дистанционно 9 языков

 Copyright © 2002-2005 Институт "Экономическая школа".
Rambler's Top100