Галерея экономистов
economicus.ru
 Economicus.Ru » Галерея экономистов » Жюль Дюпюи

Жюль Дюпюи
(1804-1866)
Juvenal Dupuit
 
100 великих экономистов до Кейнса
Марк Блауг
Жюль Дюлюи
Жюль Дюпюи — один из многих инженеров-экономистов XIX столетия, внесших заметный вклад в экономическую науку, к числу которых относятся также Дионисиус Ларднер (1793—1859), Шарль Элле-младший (1800—62) и Вильгельм Лаунхардт. Одно время было принято считать, что Дюпюи работал в основном в изоляции, но, как показали недавние исследования, он принадлежал к тра¬диции Школы мостов и тоннелей (École des Ponts et Chassées) в Пари¬же, где уже давно применялся экономический анализ в целях определения цен в сфере общественных работ. Дюпюи родился в 1804 году в Северной Италии, но получил образование во Фран¬ции. Учился как в Политехнической школе, так и в Школе мос¬тов и тоннелей, служил в Управлении мостов и тоннелей и стал в 1855 году его генеральным инспектором.
В ряде пионерных статей, таких, как "О сборах и транспорт¬ных тарифах" (On Tolls and Transport Charges, 1842), "К вопросу об измерении полезности общественных работ" (De la Mesure de l'Utilité des Travaux Publics, 1844) и "О полезности и ее измерении" (De Г Utilité et de Sa Mesure, 1853), он поднял вопрос о том, как оправ¬дать государственное строительство дорог, тоннелей и мостов, ру¬ководствуясь критерием общественной выгоды. Дюпюи осознал, что общественная выгода от пользования этими объектами больше той выгоды, на которую указывают фактические цены на их услу¬ги, если большинство людей готово заплатить за пользование до¬рогами, тоннелями и мостами больше, чем им приходится пла¬тить на практике. Неявно применяя понятие совершенной цено¬вой дискриминации, он построил для коллективно потребляемых товаров кривую предельной полезности, имеющую вид нисходя¬щей ветви, предположив, что государство устанавливает макси¬мальную плату за каждую дополнительную единицу услуги, так, что эта максимальная плата снижается мелкими шажками по мере предоставления дополнительных единиц. (Дюпюи отождествил кривую предельной полезности с кривой спроса, courbe de consommation — прим. ред.) Таким образом, общие поступления от предоставления услуги оказываются равными всей площади под кривой предельной полезности (она же кривая спроса — прим. ред.), и совокупная полезность, извлекаемая из существования по¬добного сооружения, точно так же равна всей площади под кри¬вой предельной полезности. Однако "относительная полезность", или то, что Маршалл называл "потребительским излишком", рав¬на превышению общей полезности над предельной полезностью, умноженному на количество единиц предоставленной услуги. Если кривая предельной полезности и кривая спроса тождественны — подобный поворот мысли не вызывал у Дюпюи трудностей, — "относительная полезность" измеряется площадью фигуры грубо треугольной формы под кривой спроса над прямоугольником цена-количество. Соответственно, при любой начальной плате за пользование общественным сооружением ее снижение приводит к чистому приращению потребительского излишка, равного обще¬му выигрышу потребителей от снижения цены минус финансо¬вые потери государства. Не изображая кривую предложения, Дю¬пюи перешел к рассмотрению излишка производителя от прода¬жи услуг по пользованию мостами по одинаковой цене за едини¬цу как превышения денежных поступлений над агрегированны¬ми предельными издержками отрасли. Общая выгода, которую получает от моста общество, равны, как осознал Дюпюи, сумме излишков потребителя и производителя.
Когда сравниваешь статьи Дюпюи с более строгой интерпрета¬цией тех же понятий у Маршалла, то поражаешься неудовлетво¬рительными моментами в рассуждениях первого. Помимо отожде¬ствления полезности и спроса и молчаливого допущения, что потребительские излишки различных людей допускают суммирова¬ние, Дюпюи, по-видимому, отрицал, что общественные работы мо¬гут иметь положительные внешние или побочные эффекты для тех, кто не является потребителями данной услуги. Тем не менее, Дюпюи внедрил понятие отрицательно наклоненной кривой спроса независимо (насколько нам это известно) от Курно и несомненно был первым автором, использовавшим теорию полезности для фор¬мулировки некоторых элементарных теорем в области анализа зат¬рат и выгод общественных проектов.
Джевонс не был знаком с работой Дюпюи, когда он писал свою "Теорию политической экономии" (1871), и даже Маршалл утверждал, что ничего не знал о Дюпюи, когда разрабатывал соб¬ственные идеи где-то в 1870-х годах. Однако оба эти автора по¬зднее отдали щедрую дань восхищения первопроходческим уси¬лиям Дюпюи.
Литература
W.S. Vickrey, Dupuit, Jules, International Encyclopedia of Social Sciences, vol.4, ed. D.L. Sills (Macmillan Free Press, 1968); R.B. Ekelund, Jr., and R.F. Hébert, Public Economics at the École des Ponts et Chaussées 1830-1850, Journal of Public Economies, 2, July 1973.