Галерея экономистов
economicus.ru
 Economicus.Ru » Галерея экономистов » Бернард Мандевиль

Бернард Мандевиль
(1660-1733)
Bernard de Mandeville
 
Источник: Blaug M. Great Economists since Keynes. An introduction to the lives and works of 100 economists of the Past. 2nd Ed. Edward Elgar, 1998.
М. Блауг
Бернард Мандевиль
Одной из популярных доктрин восемнадцатого века была вера в то, что эгоистичные импульсы человека, как бы то ни было, работают для хороших целей, потому что свойственный смысл моральной справедливости использует эти импульсы, не сознательно, а подсознательно как часть Божественного Плана. Эта идентификация частных и общественных достоинств была разрушена публикацией сатирического поэтического произведения под красивым названием "Басня о пчелах", которое написал Бернард Мандевиль.
Мандевиль, по национальности француз, родился 1670 в г. Дордрехт (Голландия), получил медицинское образование в г. Лейден. В 29 лет переехал в Англию и стал увлекаться литературой, поначалу переводя с французского, потом стал сочинять сам. В 1705 г. опубликовал сатирическое произведение "Ропщущий улей, или Мошенники, ставшие честными", которое было переиздана в 1714 г. и 1723 г. под названием "Басня о пчёлах, или Частные пороки - общая выгода" (русский перевод 1924).
Аргумент Мандевиля был прост: личный интерес действительно является моральным недостатком, который способствует экономическому процветанию и, таким образом, общественным выгодам как непреднамеренное последствие действий, предпринятых полностью по частным и порочным причинам. Причиной развития цивилизации являются человеческие пороки, недостатки и капризы. Стремление к роскоши стимулирует развитие архитектуры и ремесел. Чревоугодие и женские прихоти заставляют отправляться в дальние страны за пряностями, благовониями и страусовыми перьями. Строятся корабли, гавани, улучшаются морское искусство и науки. Преступные наклонности людей способствуют развитию суда, права, полицейских мер. В результате порядок возрастает, цивилизация развивается. Но если этих пороков не будет, для общества может случится катастрофа:
Сравните улей с тем, что было:
Торговлю честность погубила.
Исчезла роскошь, спесь ушла,
Совсем не так идут дела.
Не стало ведь не только мота,
Что тратил денежки без счета:
Куда все бедняки пойдут,
Кто продавал ему свой труд?
Везде теперь один ответ:
Нет сбыта и работы нет!..
Все стройки прекратились разом,
У кустарей - конец заказам.
Художник, плотник, камнерез -
Все без работы и без средств.
(пер. А. В. Аникина) 1
Таким образом, сущесвтует гармония между частными пороками общественным благом, но не из-за Божественного Плана, а из-за того, что Адам Смит позднее назовет "невидимая рука", которая ведет каждого индивидуума, чтобы способствовать процессу, который не был частью его намерения.
Сатира Мандевиля - общество как улей, производящий мед, хотя каждую пчелу двигает жадность и жажда - была преднамеренно создана, чтобы нанести обиду, чтобы содействовать пересмотру традиционных убеждений. Заметное потребление предметов роскоши, мода на импорт, преступления, и даже естественные бедствия подобно пожару Лондона 1666 года - все способствует "разделению труда" (термин Мандевиля) и служат целям оживленной торговли и полной занятости, а такие предполагаемые достоинства как бережливость и милосердие вносят вклад в бедность и общий застой торговли. Басня Пчел широко обсуждалась в восемнадцатом столетии и критиковалась всеми ведущими мыслителями. Нет сомнений, что именно о ней думал Адам Смит, когда писал "Богатство Народов". Он принял основу доктрины Мандевиля о непреднамеренных социальных последствиях, но отклонил многое из его формы.
Другим научным пророчеством Мандевиля было его осуждение бережливости и высказывание гипотезы о том, что расточительность способствует росту общего благосостояния. Мандевиль считал, что "частные пороки искусным управлением обученного политика могут быть повернуты в общественные выгоды. Кроме этого, в его работах просматривается вера меркантилистов в важность поддержания благоприятного торгового баланса. Все это очень напоминает элементы доктрины Дж. М. Кейнса, что позволило последнему в "Общей теории процента, занятости и денег" назвать Мандевиля своим предшественником.
После публикации второго издания "Басни о пчелах" в 1723 г., поднялалсь волна общественного возмущения и один моралист за другим считали своим долгом осудить автора. Мандевиль периодически отвечал на эти упреки, добавляя к очередному изданию своей "Басни" дополнения с оправдательным текстам, но недовольство критиков не проходило и полемика продолжалась много лет.

1 Цитировано по "50 лекций по микроэкономике". В 2 томах. 2000.