Использованные источники: Электронная анархическая библиотека 'Анархив' http://anarchive.virtualave.net/
Пьер Жозеф Прудон
Pierre-Joseph Proudhon
1809-1865
Пьер Жозеф Прудон (1809-1865) - французский публицист и экономист. Родившись в Безансоне в семье бедного кустаря, он должен был с ранних лет зарабатывать себе на кусок хлеба. Из-за материальных лишений не смог закончить учебу в колледже. Усердно занимался самообразованием, рассматривая овладение наукой, прежде всего как способ выбиться из нужды. Будучи сначала наборщиком, потом корректором, а потом совладельцем небольшой типографщиком, он весь досуг свой посвящал чтению книг.
Ученый и публицист, издатель газет и депутат Национального собрания, участник революции 1848 г., он провел свои последние годы в эмиграции. Прудон написал множество книг и статей, из которых наиболее известны работы "Что такое собственность?" (1840), "Система экономических противоречий, или Философия нищеты" (1846), "Исповедь революционера" (1849) и "О политической способности рабочих классов" (1865).
С именем Прудона связаны самоидентификация анархизма, разработка его основных социальных идей и их распространение в массах. В воззрениях Прудона, как и в его жизни, соединялось немало противоречивых черт: личная скромность и склонность к мессианству, революционность провозглашавшихся целей и приверженность к реформистским средствам, вольнолюбие в общественной жизни и крайняя патриархальность в семейном быту. Отстаивая индивидуальную свободу, Прудон одновременно писал работу "Порнократия, или Женщины в настоящее время", выступая против женской эмансипации и обосновывая тезис об извечном неравенстве полов.
Передовой консерватор, реформистский революционер, оптимистический пессимист - таким предстает этот человек, которого А.И.Герцен называл "действительным главой революционного принципа во Франции" и "одним из величайших мыслителей нашего века".
Прудон был противником государственного насилия в любых формах: будь то конституционная монархия Луи Филиппа, бонапартистская империя, якобинская республика или революционная диктатура. Проанализировав опыт революции 1848 г., Прудон сделал вывод: революция несовместима с государством, а попытки реализовать утопии приверженцев государственного социализма (Луи Блана, Огюста Бланки и других), рассчитывавших овладеть властью и использовать ее как инструмент преобразований, ведут только к победе реакции и к поражению революции. Прудон развил и популяризировал анархическое мировоззрение, во многом подготовив появление поколения парижских коммунаров.
Задачей социализма в XIX в. Прудон считал достижение реального социального равенства и обеспечение реальной свободы (т.е. преодоление власти государства над человеком). Прудон избегал абстрактных схем, не занимался прожектерством, а стремился изучить и оценить уже существовавшие тенденции. Он говорил: "Я не предлагаю никакой системы; я требую уничтожения привилегий и рабства, я хочу равноправия... Предоставляю другим дисциплинировать мир". Государственной власти, иерархии, централизации, бюрократии и праву Прудон противопоставил принципы федерализма, децентрализации, взаимности, свободного договора и самоуправления. Характеризуя современное общество, Прудон писал о круговой поруке буржуазии и власти, о сочетании централизации и монополизации с безудержной конкуренцией, пронизанной "духом несолидарности и корысти". Во имя свободы Прудон нападал на государство, во имя равенства - на собственность.
Прудон утверждал, что политическая свобода невозможна без экономического обеспечения и без децентрализации управления. "То, что называют в политике властью, - писал он, - аналогично и равноценно тому, что в политической экономии называют собственностью; эти две идеи равны друг другу и тождественны; нападать на одну - значит нападать на другую; одна непонятна без другой; если вы уничтожите одну, то нужно уничтожить и другую - и обратно".
Прудон подчеркивал, что лишь на основе широчайшей и полной свободы личности, лишь в результате осознания людьми своих интересов и их взаимного согласования возможны истинная анархия, настоящий порядок и реальное единство.
Будучи противником рыночной экономики и неограниченной конкуренции, Прудон не стремился заменить их государственно-социалистической казармой и тотальной регламентацией. Говоря об "основном принципе верховности общего и подчиненности личного элемента" у всех социалистов-государственников (от Платона до Томаса Мора и Луи Блана), Прудон разъясняет: "Эта система коммунистическая, правительственная, диктаториальная, авторитарная, она исходит из того принципа, что личность существенно подчинена обществу; что только от общества зависят жизнь и права отдельного лица; что гражданин принадлежит государству, как дитя - семейству; что он находится вполне в его власти... и обязан ему подчиняться и повиноваться во всем".
Основываясь на принципе равновесия, Прудон отстаивал и права общества, и права личности, отрицая как эгоистические, так и деспотические крайности. Чтобы избежать их, французский анархист рекомендовал разрушить государственную власть и социальную иерархию, заменив их добровольным союзом свободных личностей, общин и местностей.
Благодаря Прудону анархизм распространился по всей Европе, найдя целый ряд выдающихся приверженцев.
Прудон стремился заимствовать идеи у различных экономистов, философов, но в итоге оказался их 'совокупной ошибкой'. Как и у всех социалистов, у него исходным пунктом является критика права собственности. Прудон и начинает с нападок на собственность и ее защитников - экономистов. Но как реформировать современную систему? Чем ее заменить? В этом вся трудность. Родись на 20 лет раньше, Прудон подобно многим другим, может быть, создал бы какую-нибудь утопию. Но то, что было возможно в 1820 году, стало невозможным 25 лет спустя. Общественное мнение было уже занято самыми разнообразными социалистическими системами. Оуэн, последователи Сен-Симона, Фурье, Кабе, Луи Блан - все они предлагали свои средства: почти все новые пути, доступные фантазии реформаторов, были испробованы раньше него. Прудон знает обо всех этих попытках, проверяет их и заключает, что все они приводят в тупик. Таким образом к критике экономистов присоединяется критика социализма. В том- то и дело, как найти выход, исправить пороки частной собственности и то же время не впасть в то, что Прудон называет 'неизлечимой глупостью' социализма. Он питает инстинктивное отвращение к утопиям и не любит тех изобретателей, которые, смотря на общество как на машину, думают, что достаточно открыть какой-нибудь остроумный 'трюк', чтобы исправить все шероховатости в машине и пустить ее в ход. Прудон знает, что нужно время для примирения сталкивающихся в обществе противоположных сил. Разрешением этой трудной задачи был занят Прудон, в то время как он готовился вступить на путь активной практической пропаганды своих идей в газетах, когда вспыхнула революция 1848 года, которая вовлекла его в гущу партийной борьбы и поторопила его обнародовать свои идеи. Революция пришла, по мнению Прудона, слишком рано. Ведь Прудон, уподобляясь в этом отношении всем французским социалистам своего времени, грезил о мирном разрешении социального вопроса. Он называет февральскую революцию 'недоношенным ребенком'.
Но раз революция свершилась. Прудон посчитал своим долгом помочь практическому решению вопросов, неожиданно поставленных перед обществом. В качестве журналиста он бросается в гущу борьбы. Отдавшись революционной деятельности, Прудон почувствовал необходимость облечь свои идеи в конкретную форму - и он, в свою очередь, почти вопреки своей воле, создает утопию - банк обмена. Прудон дал многочисленные описания банка обмена в брошюрах, газетах, книгах. Не очень легко определить его подлинную мысль, и этим объясняется, что его так часто плохо понимали.
Основной принцип, на котором покоится весь проект, следующий. Из всех капиталов, позволяющих их владельцам взимать с продукта трудящегося премию под названием процента, ренты, дисконта, самым важным является денежный капитал, потому, что все капиталы в конце концов предлагаются на рынке в виде денег. Если бы деньги ссуживались даром, то право добычи тотчас исчезло бы для всех других капиталов. Таким образом, уничтожение процента, позволяя трудящимся занимать деньги даром, непосредственно приобретать все полезные капиталы, вместо того чтобы занимать их, тем самым помешает всем держателям капитала получать нетрудовой доход. Собственность таким образом была бы сведена к владению. Обмен был бы отмечен характером взаимности, потому, что трудящийся получал бы весь продукт своего труда, не делясь им ни с кем. Экономическая справедливость была бы наконец осуществлена. Когда справедливость будет гарантирована при обмене, когда будет достаточно свободного договора для обеспечения ее, тогда все будут равны, одинаково покровительствуемы, и источники конфликтов исчезнут. 'Раз капитал и труд будут отождествлены, общество может существовать самостоятельно и не нуждаться в правительстве'. Это будет анархия, отсутствие правительства.
Проект Прудона не увидел света. 'Даровой кредит' оставит о себе лишь горечь воспоминания о провале. 31 января 1849 года Прудон учредил общество под названием 'Банк народа', задавшееся целью доказать практическую осуществимость дарового кредита. Банк не функционировал. К тому же Прудон был предан суду присяжных за две статьи против Луи Бонапарта, появившиеся 16 и 27 января 1849 года, и приговорен к трем годам тюрьмы и к 3000 франков штрафа. 11 апреля он объявил в своей газете, что приостанавливает свое предприятие, и даже прибавил, 'что события уже опередили его', и таким образом, по-видимому, признал, что он перестал верить в успех банка.
Ошибочность взглядов Прудона нашла свое концентрированное выражение в его теории стоимости. Идею 'конституированной стоимости' Прудон считал краеугольным камнем всей своей экономической системы. Прудон претендовал на открытие 'конституированной' стоимости. Основное экономическое противоречие Прудон видит во внутреннем противоречии 'стоимости': идеях потребительной и меновой стоимости. Символом примирения выступает 'конституированная', или 'синтетическая', стоимость. Такая стоимость возникает в обмене, она означает беспрепятственное вхождение товара в состав общественного богатства. Следовательно, чтобы преодолеть все трудности товарного производства, необходимо каждый товар наделить 'конституированной' стоимостью, то есть гарантировать его реализацию на рынке, устранить противоречие между товарами и деньгами.
Несостоятельность прудонизма подтвердил опыт Парижской Коммуны, когда многие ошибки были связаны с влиянием идей Прудона. Тем не менее прудонизм является арсеналом, из которого и сегодня черпают идеи реформирования теории 'капитализма для всех', различные течения анархизма, социал-реформизма, ревизионизма, а также теоретики неофашистских концепций.
Переведенные работы:
- Прудон П.Ж. Французская демократия. СПб.: А.Головачов, 1867.
- Прудон П.Ж. Собственность - кража (Мысли о собственности ). М.: Искра, 1906.
- Прудон П.Ж. Что такое собственность ? СПб.: Мысль, 1907; СПб.: И. и Е.Леонтьевы, 1907;
- М., 1919.
- Прудон П.Ж. Бедность как экономический принцип. М.: Посредник, 1908.
- Прудон П.Ж. Философия нищеты. (Прудон П.Ж. Философия нищеты. Маркс К. Нищета философии. Ответ на Философию нищеты г. Прудона ). Одесса, 1905;СПб.: Просвещение, 1905; СПб, 1906; Пг., 1918; Пг., 1919; М.; Пг.: Гос. изд, 1922; Л.: Печатный двор, 1931; М., 1938; М., 1941.
- Прудон П.Ж. Сисмонди, Луи Блан, Прудон в избранных отрывках. М.; Л., 1926.,.: М.Хан, 1868.
|