Избранные источники: The New Palgrave Dictionary of Economics. Ed. by J. Eatwell, M. Milgate, P. Newman. 1991.
Густав фон Шмоллер
1838-1917
Gustav von Schmoller
Густав фон Шмоллер (Schmoller) - немецкий экономист, родился в 1838 в Хайльбронне, он был сыном вюртембергского госслужащего. Он изучал staatswissenschaften (сочетание экономики, истории и науки управления) в Тюбингене. После короткого периода государственной службы в департаменте финансов Вюртемберга, которую ему пришлось оставить из-за своих пропрусских взглядов, он с 1864 г. занял кафедру государственных наук в галльском университете в1872 г. перешел в страсбургский, а с 1882 г. в берлинский университет. В 1887 г. Шмоллер был избран членом берлинской академии наук и в тот же год назначен историографом Бранденбурга.
С 1899 г. он, как представитель берлинского университета состоит членом прусской палаты господ. Шмоллер является одним из выдающихся представителей немецкой исторической школы в политической экономии, именно той фракции, которая известна под названием реалистической или историко-этической школы. В своих экономических трудах он первый сделал широкое приложение исторического метода, теоретически обоснованного Гильдебрандом, Книсом и Рошером. Ему принадлежит ряд превосходных исследований об экономической истории Германии, в особенности по вопросам мелкой индустрии ремесленных корпораций, о различных эпохах прусской экономической политики, по истории промышленных предприятий и ряд работ по вопросам социальной реформы и рабочего законодательства.
Шмоллер был одним из главных организаторов исследований в социальных науках. Известно, что под его руководством проходили почти все важные научные совещания по экономике в Германии. Он был одним из инициаторов состоявшегося в 1872 г. в Эйзенахе первого съезда германских профессоров-экономистов, на котором было положено основание в германской экономической науке новой реалистической школы и нового направления социальной политики, получившего вскоре у противников название катедер-социализма. В своей вступительной речи при открытии эйзенахского съезда Шмоллер наметил главные черты новой социальной программы, разработку и пропаганду которой взяло на себя учрежденное на втором эйзенахском съезде в 1873 г. "Общество социальной политики" (Verein fur Soziapollitik). Указав на существующую страшную пропасть между имущими и неимущими классами и на угрожающую отсюда опасность социальной революции, Шмоллер категорически заявил, что господствующая ныне классическая экономическая система с ее требованием полного невмешательства государства в экономическую жизнь (манчестерство) не отвечает назревшим потребностям социальной реформы.
Когда К. Менгер, австрийский теоретик предельной полезности, стал критиковать точку зрения Шмоллера и настаивал на необходимости применения точных методов естественных наук и абстрактной логической аргументации к политической экономии, началась так называемая "Битва методов". Эта борьба захватила два поколения немецких экономистов, породила огромное количество литературы и однозначно воспринималась экономистами-теоретиками следующего поколения как "история зря потраченных сил" (Шумпетер). Однако она может также рассматриваться, как выражение стремления сохранить продуктивное понимание исторической и изменчивой природы экономических и социальных явлений в противовес упрощенным и механистическим подходам с точки зрения законов "рационального" поведения, и по существу она оказала большое влияние на развитие сопряженных дисциплин, особенно социологии.
По его мнению, чрезвычайно важно, чтобы формирование экономической теории в целом осуществлялись на основе знания достоверных исторических фактов и материала. Он пропагандировал отчасти междисциплинарный подход, который бы позволил учесть психологические, социологические и философские аспекты проблем. Путем подробного и монографического исторического исследования он намеревался освободить политическую экономию от "ложных абстракций", и поместить ее на твердой эмпирической основе. Его наиболее важными работами по истории были труды по истории Страсбургской Гильдии ткачей (1879), о гильдиях в Бранденбурге и Пруссии 17-го и 18-го веков, о шелковой прусской индустрии в 18 веке, по истории прусской финансовой политики, а также по истории немецких городов вообще и Страсбурга в частности.
В дальнейшем он внес значительный вклад в изучение меркантилизма, который по существу рассматривал как процесс формирования национального государства и народного хозяйства. Принятие политики меркантилизма имело особое значение для Германии, чью отсталость в 17-м и 18-м веках Шмоллер приписывал отсутствию централизованного народного государства и, как следствие, доминированию частных региональных и местных интересов. Шмоллер рассматривал просвещенных и властных правителей - в особенности прусских королей - как единственную силу, которая способна осуществлять политику, нацеленную на разрушение этих сепаратистских настроений и на основание больших и объединенных экономических территорий. Важным шагом в этом направлении было аннулирование городской автономии после 1713 г., при Фридрихе Вильгельме I.
Это прославление прусского государства и его правителей было, вероятно, наиболее характерной чертой работы Шмоллера. Он рассматривал прусскую монархию с ее корпусом преданных слуг государства, основным достижением немецкой истории. Только такой вид управления позволял преодолеть раннефеодальную корпоративность государства и способствовал в то время обеспечению проведения социальных реформ.
Социальные реформы и общественная справедливость имели, по мысли Шмоллера, центральное значение. Можно рассматривать его как консерватора в специфическом немецком, а точнее, прусском смысле этого слова. Он отвергал манчестерский либерализм, а также реакционные, анти-реформистские взгляды, как, например, у историка Генриха фон Трайшке, с которым Шмоллер вел знаменитую полемику по поводу социальной реформы. Относясь отрицательно к социалистическим теориям в духе Маркса, Шмоллер намечает ряд мер (целесообразное фабричное законодательство, страхование рабочих и т.п.), направленных к постепенному улучшению положения рабочих классов и смягчения социальной несправедливости. Кроме того, в ряде историко-экономических исследований Шумпетер стремится проследить ход развитая социальной теории, выяснить сущность экономических отношений и институтов и собрать материал, на котором можно было бы научно обосновать требования социальной реформы.
Шмоллер считал патерналистскую политику, направленную на повышение материального и культурного уровеня жизни рабочего класса, единственным средством предотвращения революции, интеграции рабочих в монархическое государство и сохранения прусских традиций. Он даже допускал альянс между монархией и рабочим классом.
Ни сам Шмоллер, ни его ученики не достигли своей цели - построения новой теории, основанной на собранном ими историческом материале, однако это имело свою ценность. Основной труд Шмоллера, Grundrisse, оставался довольно традиционным в теоретической части - рассмотрение стоимости и цен не так уж отличалось от господствующей неоклассической экономической теории - и представляло довольно непоследовательный анализ. Возможно, это основная причина, по которой наследие Шмоллера и вместе с ней вся историческая школа были обречены на забвение в Германии вскоре после его смерти.
Переведенные работы:
- Шмоллер Г. Наука о народном хозяйстве, ее предмет и метод. М.: М .и С .Сабашниковы, 1897.
- Шмоллер Г. Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и ее методы. Хозяйство нравы и право. Разделение труда. М.: К.Т.Солдатенков, 1902.
- Шмоллер Г. О новейших результатах статистики народонаселения и нравственности. М.: Вишневский и Путята, 1873.
- Шмоллер Г. Борьба классов и классовое господство. М.: Карчагин, 1906.
|