Галерея экономистов
economicus.ru
 Economicus.Ru » Галерея экономистов » Теория общественного выбора

Теория общественного выбора

Theory of Public Choice
 
Источник: Джеймс Бьюкенен. Сочинения. Пер. с англ. Серия: "Нобелевские лауреаты по экономике". Т.1./ Фонд экономической инициативы; Гл.ред.кол.: Нуреев Р.М. и др./ - М., "Таурус Альфа", 1997.
Бьюкенен Дж., Таллок Г.

РАСЧЕТ СОГЛАСИЯ
Логические основания конституционной демократии

ЧАСТЬ II
СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА

ГЛАВА 5
ОРГАНИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СФЕРА ДОБРОВОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Для того, чтобы на подобные вопросы можно было ответить удовлетворительно, пусть даже только концептуально, должна быть создана некая теория организации коллективной деятельности - а по сути, всей человеческой деятельности.
Большинство ученых, которые работали в этой сфере, приблизились к ответу, пытаясь объяснить различные виды внешних эффектов, которые присутствовали бы в любом "равновесии" laissez-faire. Однако отчасти такой подход вводит в заблуждение, если, конечно, концепция равновесия не создается для анализа изменения только частных институтов. Будут ли уже после того, как первоначально определены права человека и права собственности, действительно возникать столь значительные внешние эффекты, чтобы беспокоиться об их устранении? Или внешние эффекты будут предотвращены путем заключения добровольных кооперативных соглашений между индивидами? Мы должны проанализировать частные действия индивидов при заключении таких добровольных договорных соглашений до того, как сможем определить ту степень, в какой различные виды деятельности следует или, соответственно, не следует относить к коллективной сфере.
Мы докажем, что если издержки по организации процесса принятия решений на принципах добровольности равнялись бы нулю, то все внешние эффекты были бы устранены в результате добровольного частного поведения индивидов, независимо от первоначальной структуры прав собственности.1 В этом случае отсутствовала бы рациональная основа для каких-либо государственных, или коллективных, действий, помимо первоначального разграничения прав индивидов распоряжаться ресурсами. "Эффективность" (или "неэффективность") конкретного способа определения прав человека и прав собственности влияет только на издержки организации необходимой совместной деятельности, но не на возможность достижения окончательного равновесия.
Основным фактором выбора между добровольными (индивидуальными или совместными) и политическими действиями, которые должны быть коллективными, является величина издержек организации процесса принятия решений, относительных издержек социальной взаимозависимости. Издержки организации добровольных договорных соглашений, в результате заключения которых внешние эффекты будут устранены или существенно уменьшены, могут быть выше, чем издержки организации коллективных действий, необходимых для достижения той же цели. Или оба этих вида издержек могут быть выше, чем издержки отрицательных внешних эффектов - побочные издержки, с которыми, как ожидается, сопряжено чисто индивидуальное поведение каким-то образом компенсирован.
Как станет ясно в шестой главе, вывод о том, какое правило принятия решений должно использоваться в процессе коллективного выбора, зависит от того, какие виды деятельности переходят в сферу коллективного выбора. Тем не менее, нам было бы полезным раздельно рассматривать эти две части проблемы конституционного выбора. Здесь мы должны предположить, что если какой-либо вид деятельности должен перейти в сферу коллективного выбора, то будет выбрано наиболее эффективное правило принятия решений. Иными словами, будет выбрано то правило, которое минимизирует ожидаемые издержки взаимозависимости, связанные с организацией деятельности на коллективных началах. Это предположение позволяет нам одинаково оценивать ожидаемые издержки от перемещения любого данного вида деятельности в коллективный сектор.
Эта единая величина может быть сопоставлена с двумя другими величинами. Во-первых, она может быть сопоставлена с издержками, ожидаемыми, когда любая деятельность осуществляется исключительно индивидуализировано. В этом случае все издержки взаимозависимости в том виде, как мы определяли этот термин, будут состоять из внешних издержек. Во-вторых, мы можем сопоставить ожидаемые издержки организации деятельности на коллективных началах с ожидаемыми издержками совершенно добровольных, но не обязательно исключительно индивидуализированных действий. Если коллективные действия отсутствуют, то в частном поведении индивидов будет прослеживаться тенденция к организации любой деятельности таким образом, чтобы минимизировать издержки взаимозависимости. Иными словами, более "эффективный" из двух альтернативных способов организации будет, скорее всего, принят при любом долгосрочном институциональном равновесии. Таким образом, в действительности необходимо сопоставлять издержки взаимозависимости коллективной организации лишь с наиболее "эффективным" методом добровольной организации, индивидуальной или совместной. Однако, как будет показано в дальнейшем, некоторая польза от разграничения между двумя методами добровольной организации деятельности все-таки имеется. Во многих, а по существу в большинстве, случаев некоторые совместно организованные, кооперативные действия окажутся для неколлективных видов деятельности "решением" с минимальными издержками. Целью некоторых совместных действий будет исключение неудобной и связанной с большими затратами взаимозависимости. В подобных случаях индивиды добровольно согласятся с дополнительным бременем издержек этих добровольных договорных соглашений для того, чтобы сократить ожидаемые внешние эффекты, являющиеся результатом совершенно индивидуализированных действий. При других условиях и в отношении других видов деятельности минимальный уровень издержек добровольных действий может быть достигнут с небольшими совместными усилиями или вообще без них. В этом случае сохраняются все внешние эффекты от индивидуального поведения. В других случаях правильнее было бы сопоставить более "эффективный" метод добровольной организации и ожидаемые издержки взаимозависимости в коллективной организации,
По ходу этого вводного анализа необходимо сделать еще одно замечание. В добровольных действиях могут принять участие все члены сообщества. Такие действия могут быть институционально неотличимы от политических действий. Для осуществления чисто добровольных совместных действий могут использоваться и государственные институты, если для их функционирования не нужно применять какие бы то ни было принудительные, или насильственные, меры. Примером тому может служить организация местной пожарной охраны.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Напомним, что внешние эффекты определяются нами как уменьшение индивидуальной полезности, а не как объективно измеряемый критерий. Таким образом, наш вывод правомерен, даже если в состоянии "равновесия" фабричный дым загрязняет сушащееся у близлежащих домов белье. В этом случае ущерб должен быть каким-то образом компенсирован.

-

'; ?>
+