Галерея экономистов
economicus.ru
 Economicus.Ru » Галерея экономистов » Теория общественного выбора

Теория общественного выбора

Theory of Public Choice
 
Источник: Джеймс Бьюкенен. Сочинения. Пер. с англ. Серия: "Нобелевские лауреаты по экономике". Т.1./ Фонд экономической инициативы; Гл.ред.кол.: Нуреев Р.М. и др./ - М., "Таурус Альфа", 1997.
Бьюкенен Дж., Таллок Г.

РАСЧЕТ СОГЛАСИЯ
Логические основания конституционной демократии

ЧАСТЬ II
СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА

ГЛАВА 8
ИЗДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ
Профессор Фрэнк Найт часто задавал вопрос: когда индивиду следует рационально прекратить анализ всех "за" и "против" и принять решение? Этот вопрос сам по себе наводит на мысль, что принятие чисто индивидуального решения связано с издержками. По этой причине индивид обычно типизирует свои повседневные решения; иными словами, он принимает или выбирает для себя "правило", которое предопределяет его поведение при принятии отдельных решений. Этот метод снижает издержки процесса индивидуального принятия решений, поскольку сознательные усилия, "инвестиции" в этот процесс необходимы только тогда, когда существующее правило поведения оказывается либо недействующим, либо каким-то образом модифицированным.
Вероятно, сам рациональный индивид проходит через процесс "конституционного" выбора, когда он принимает решение об основной модели своего поведения, этот процесс в каком-то смысле может считаться аналогом более сложного процесса, который мы анализируем в данной книге. Можно предположить, что индивид стремится увеличивать вложения в процесс принятия решений до тех пор, пока предельные выгоды больше не превышают предельные издержки.
Нет основания ожидать, что поведение индивида, сталкивающегося с необходимостью политического выбора, фундаментально отличается от поведения при принятии им чисто частных решений. В любом случае он должен сделать выбор. Существенное различие между индивидуальным выбором и коллективным выбором состоит в том, что для последнего требуется более одного субъекта, принимающего решения. Это означает, что два или больше индивида, участвующих в процессе принятия решения, должны согласиться с одним и тем же вариантом; и именно с достижениием соглашения между двумя и более индивидами сопряжены издержки коллективного процесса принятия решений, вот почему эти издержки, как правило, оказываются больше простой суммы взятых отдельно индивидуальных издержек принятия решений. Исходя из чисто индивидуальных интересов, каждая сторона должна выбрать ту альтернативу, которая наиболее "желательна", то есть с наибольшей вероятностью будет содействовать достижению своих собственных индивидуальных целей, какими бы они ни были. Только после того, как приняты такие частные решения, начинается процесс согласования различающихся индивидуальных решений.
Как мы уже отмечали выше, этот аспект политического процесса упускался из виду, вероятно, в силу неявного предположения, что отдельные индивиды, мотивируемые желанием содействовать "общему благу", достаточно быстро и более-менее естественно придут к согласию. Однако, если у индивидов имеются различные взгляды на то, каково это "общее благо", или, если в соответствии с предпосылками нашей модели они стремятся максимизировать свою собственную полезность, издержки достижения соглашения не могут быть сброшены со счетов.

-

'; ?>
+