Рассмотрим теперь некоторое начальное состояние, когда люди не являются равными. Согласно практике экономистов, мы можем рассмотреть неравенство в двух различных аспектах: (1) вкусов или предпочтений и (2) способностей.1 Необходимо избежать стремления скатиться к знакомой классификации индивидов только по персональному набору благ, причем, скорее всего, в товарной форме. Это равнозначно игнорированию тех основных проблем, к которым обращена данная глава, допущению того, что индивидуальные права на блага уже были ранее определены.
Индивид не владеет в глубинном смысле этого слова, так, как мы его понимаем в нашем анализе, никакими "благами" или "ресурсами". Первоначально он может быть определен через свои предпочтения, свою функцию полезности, с одной стороны, и свою производственную функцию, с другой.2 Первая показывает пропорцию, в которой индивид субъективно желает обменивать блага (или антиблага) одни на другие. Вторая менее известна. Индивид физиологически обладает определенным набором способностей (умений, талантов, возможностей). Проявившись в специфических условиях окружающей среды, они определяют для индивида потенциальное соотношение между затратами (негативными благами, или антиблагами) и результатами (позитивными благами). Это соотношение и есть его "производственная функция".
Как было отмечено, индивиды могут отличаться друг от друга по вкусам, по способностям или одновременно по обеим этим характеристикам. Либо индивиды с одинаковыми вкусами и способностями могут столкнуться с разными условиями окружающей среды, влияющей на их способности. Человек посредственных талантов может иметь достаточные возможности для обеспечения себя позитивно оцениваемыми благами, в то время как индивид с большими талантами может оказаться в менее благоприятных условиях. Положение, занимаемое индивидом, зависит от трех основных элементов: его предпочтений, его способностей и условий окружающей среды. Было бы полным произволом предположить, что все индивиды находятся в одинаковых условиях окружающей среды; это такое же непростительное предположение, как и постулирование равенства индивидов в предпочтениях или способностях.
ПРИМЕЧАНИЯ: