В этой роли (или в этом качестве) государство не "защищает" определенные индивидуальные права. Оно воплощает в себе "производственный" процесс, который наилучшим образом позволяет обществу индивидов увеличивать общий уровень экономического благосостояния, изменить свое положение в направлении максимально возможной эффективности. Только через государственно-коллективные процессы индивиды могут обеспечить себе чистый выигрыш в товарах и услугах, которые характеризуются наибольшей совместной эффективностью и крайней неисключаемостью и объем производства которых в отсутствии коллективно-государственных действий будет стремиться к неоптимальным значениям или вообще окажется нулевым.1 Такой процесс принятия государственных решений представляет собой достижение согласия по поводу количества обеспечиваемых благ и распределения издержек. Оно возникает в результате компромиссов между противоречащими друг другу желаниями, использования различных схем компенсаций, содействия и продвижению непрямых обменов между индивидами и между группами. Если рассматривать эту вторую функцию государства, то оказывается совершенно неуместной характеристика "справедливости" его решений, применимая в случае с "государством защищающим". Например, при обеспечении и финансировании национальной обороны государственный процесс представляет собой согласование противоречащих запросов, в результате чего выбирается некоторый медианный уровень бюджетных затрат. Этот процесс не является выбором типа или-или, и полученный в конечном счете уровень затрат не может быть охарактеризован как "истинный" или "ложный". Результаты институциональных процессов, происходящих в рамках "государства производящего", не являются "научными". Они представляют собой результат согласования интересов индивидов, а не некую объективизируемую эмпирическую реальность. Они отражают структуру предпочтений людей, влияние которых на конечное решение определяется конституционными правилами осуществления выбора. Участие затрагиваемых сторон - необходимый компонент таких правил, потому что предпочтения индивидов могут быть выявлены только через него.
Решения о количестве товаров и услуг, обеспечиваемых государством, и способы распределения издержек между индивидами - сами являются договорами и, как таковые, тоже требуют обеспечения их соблюдения. Это порождает неизбежное сходство между "государством защищающим" и "государством производящим". То, что мы внешне наблюдаем в лице государства, является соединением этих двух частей, а также других компонентов, которые еще следует проанализировать.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Необходимо подчеркнуть взаимосвязь между набором товаров и услуг, которые могут обладать этими характеристиками, и специфическим распределением прав в основном конституционном договоре. Линия, разделяющая частные и общественные блага, зависит, частично, от того, как определены права собственности индивидов.