Галерея экономистов
economicus.ru
 Economicus.Ru » Галерея экономистов » Теория общественного выбора

Теория общественного выбора

Theory of Public Choice
 
Источник: Джеймс Бьюкенен. Сочинения. Пер. с англ. Серия: "Нобелевские лауреаты по экономике". Т.1./ Фонд экономической инициативы; Гл.ред.кол.: Нуреев Р.М. и др./ - М., "Таурус Альфа", 1997.
Бьюкенен Дж.
ГЛАВА 6
ПАРАДОКС "ПОДЧИННЕНОГО"

"ГОСУДАРСТВО ПРОИЗВОДЯЩЕЕ" КАК ОНО ВОПЛОЩЕНО В ПОСТКОНСТИТУЦИОННОМ ДОГОВОРЕ
В предшествующих главах отмечалось, что государство выполняет две функции. Существует часть государства, чья деятельность в принципе отлична от функции по поддержанию правил, (или обеспечению их соблюдения. В своей "постконституционной роли" та часть государства, которую мы можем назвать "государство производящее", воплощает в себе конституционный процесс, посредством которого граждане достигают целей, желательныx для всех. Она обеспечивает процессы сложных обменов между отдельными гражданами, каждый из которых вступает в договорный или обменный, процесс с правами, закрепленными в рамках более фундаментальной правовой структуры. В этой роли государство предстает внутренним компонентом общества, а значимые политические решения могут быть получены только на основе ценностей индивидов, которые выражаются в процессе их выбора. Современная процедура выбора осуществляется, по об разному выражению Линкольна, "народом". Становится желательным непосредственное участие индивидов в коллективном выборе. И, как уже отмечалось, единогласие Викселля представляет собой идеальный вариант правила принятия решений. Отступление от этого идеала может быть оправдано только чрезмерными издержками по достижению действительного согласия. Однако даже когда признается практическая приемлемость отступления от принципа единогласия, процесс принятия решений задумывается как некий суррогат модели с полным единогласием.
В этой роли (или в этом качестве) государство не "защищает" определенные индивидуальные права. Оно воплощает в себе "производственный" процесс, который наилучшим образом позволяет обществу индивидов увеличивать общий уровень экономического благосостояния, изменить свое положение в направлении максимально возможной эффективности. Только через государственно-коллективные процессы индивиды могут обеспечить себе чистый выигрыш в товарах и услугах, которые характеризуются наибольшей совместной эффективностью и крайней неисключаемостью и объем производства которых в отсутствии коллективно-государственных действий будет стремиться к неоптимальным значениям или вообще окажется нулевым.1 Такой процесс принятия государственных решений представляет собой достижение согласия по поводу количества обеспечиваемых благ и распределения издержек. Оно возникает в результате компромиссов между противоречащими друг другу желаниями, использования различных схем компенсаций, содействия и продвижению непрямых обменов между индивидами и между группами. Если рассматривать эту вторую функцию государства, то оказывается совершенно неуместной характеристика "справедливости" его решений, применимая в случае с "государством защищающим". Например, при обеспечении и финансировании национальной обороны государственный процесс представляет собой согласование противоречащих запросов, в результате чего выбирается некоторый медианный уровень бюджетных затрат. Этот процесс не является выбором типа или-или, и полученный в конечном счете уровень затрат не может быть охарактеризован как "истинный" или "ложный". Результаты институциональных процессов, происходящих в рамках "государства производящего", не являются "научными". Они представляют собой результат согласования интересов индивидов, а не некую объективизируемую эмпирическую реальность. Они отражают структуру предпочтений людей, влияние которых на конечное решение определяется конституционными правилами осуществления выбора. Участие затрагиваемых сторон - необходимый компонент таких правил, потому что предпочтения индивидов могут быть выявлены только через него.
Решения о количестве товаров и услуг, обеспечиваемых государством, и способы распределения издержек между индивидами - сами являются договорами и, как таковые, тоже требуют обеспечения их соблюдения. Это порождает неизбежное сходство между "государством защищающим" и "государством производящим". То, что мы внешне наблюдаем в лице государства, является соединением этих двух частей, а также других компонентов, которые еще следует проанализировать.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Необходимо подчеркнуть взаимосвязь между набором товаров и услуг, которые могут обладать этими характеристиками, и специфическим распределением прав в основном конституционном договоре. Линия, разделяющая частные и общественные блага, зависит, частично, от того, как определены права собственности индивидов.

-

'; ?>
+