Галерея экономистов
economicus.ru
 Economicus.Ru » Галерея экономистов » Теория общественного выбора

Теория общественного выбора

Theory of Public Choice
 
Источник: Джеймс Бьюкенен. Сочинения. Пер. с англ. Серия: "Нобелевские лауреаты по экономике". Т.1./ Фонд экономической инициативы; Гл.ред.кол.: Нуреев Р.М. и др./ - М., "Таурус Альфа", 1997.
Бьюкенен Дж.
ГЛАВА 7
ЗАКОН КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ

Человек создает законы, и этим он отличается от животных. Он добровольно решает ограничить свое собственное поведение; он видит разницу между рациональным планированием и простой ответной реакцией на внешние раздражители. Однако установление закона изолированным индивидом для самого себя коренным образом отличается от процесса принятия закона в обществе, то есть при взаимодействии с другими людьми. В последнем случае индивид соглашается с определенными ограничениями своего собственного поведения не потому, что его благополучие улучшится в одностороннем порядке, а в обмен на выгоды, которые он получит от ограничения своего поведения другими сторонами, заключившими договор. Иными словами, индивид заключает общественный договор не для того, чтобы ограничить самого себя, поскольку он всегда мог бы сделать это более эффективно в одностороннем порядке. Он вступает в соглашение с другими, чтобы получить выгоды от ограничения их поведения. Индивид будет считать свое собственное подчинение закону невыгодным, если этого не делают другие. Ограничение своей собственной свободы - это те издержки, которые необходимо понести, чтобы договор был заключен. В соответствии с принципом рациональности, понимаемом в узком смысле, индивид будет прилагать усилия к тому, чтобы все остальные были "законопослушны" в максимальной степени, а он - в минимальной. Закон - это просто взаимоотношение сторон, воплощение договора. В этом смысле, закон как и любой другой договор, должен приниматься добровольно, стороны должны добровольно согласиться со всеми его условиями. Это не означает, что одностороннее выполнение условий договора в отсутствии эффективного механизма обеспечения их соблюдения максимизирует полезность сторон. У каждого индивида возникнет стимул нарушить договор, переступить закон, если он может предугадать, что его собственное поведение не окажет никакого влияния на поведение других. У индивида очень незначительный стимул выполнять условия "внешнего" договора, если только его поведение не является необходимой платой за ответные действия других. Соблюдение закона одной стороной, рассматриваемое независимо, представляет собой чистый положительный внешний эффект для других сторон. Со второй по четвертую главы мы анализировали ограничения, возложенные на поведение индивида и воплощенные в законе; были представлены так, чтобы показать, что они возникли из основного конституционного договора. До тех пор, пока хотя бы некоторые из таких ограничений не установлены, сами индивиды не "определены" с достаточной точностью, и потому невозможны постконституционные акты обмена, или договоры. Как было отмечено, и теория частных благ, и теория общественных благ обычно основываются на предположении, что существует четко определенный набор прав индивидов в том виде, как он "встроен" в функционирующую правовую систему. Также предполагается, хотя и не всегда явно, что можно провести резкую грань между теми взаимодействиями, в которых поведение ограничивается формализованным законом, и теми, в которых анархия продолжает оставаться организационным принципом. Последним предположением в настоящий момент необходимо принебречь. Формирование конституционного договора - продолжительный процесс. "Закон" постоянно изменяется и модифицируется; сообщества вводят новые ограничения поведения индивидов, все новые области человеческой деятельности переводятся из сферы анархии в сферу, регулируемую законом. В то же время мы видим, или должны видеть, процесс перемещения сообществами других видов деятельности из сферы закона в сферу анархии. Эффективное конституционное status quo динамично. Решение, которое примут индивиды, выбирая между свободой, возможной только при полном отсутствии закона, и порядком, имеющим место только при формализованном правовом ограничении поведения, будет изменяться по мере того, как меняются вкусы, технология и ресурсы.
Цель этой главы - прежде всего проанализировать такой выбор с позиций теории общественных благ, хотя различия, также как и сходства, между двумя аналитическими интерпретациями закона станут вскоре очевидны. Говоря о второй интерпретации, я имею в виду определение правовой системы как капитального блага.

-

'; ?>
+