Висконсинский университет в те времена был знаменит не только своим экономическим факультетом, но и межфакультетской организацией исследований социальных проблем. Сотрудники факультета оказывали консультации правительству штата и подготавливали проекты аграрного законодательства, что позднее, в период Великой депрессии, легло в основу сельскохозяйственной политики Нового курса. Ш. всегда подчеркивал свой "большой интеллектуальный долг" перед университетскими профессорами.
В 1930 г. он начал преподавать экономику сельского хозяйства в колледже штата Айова (ныне университет штата Айова) в Эймсе. По прошествии менее четырех лет Ш. был назначен руководителем только что созданной кафедры экономической социологии. В ее учебный план входили курсы общей экономической теории, экономики сельского хозяйства и социологии, а ее сотрудники участвовали в совместных работах с теоретиками-экономистами и специалистами по статистике в изучении программ развития фермерского хозяйства в русле Нового курса. С началом 2-й мировой войны эти
ученые приступили к проведению серии исследований под названием продовольственная и сельскохозяйственная политика военного времени, перед которой, согласно традициям Висконсинского университета, была поставлена задача определить, каким образом правительственная политика может повлиять на развитие сельскохозяйственного производства в национальных интересах. В 1943 г., однако, администрация колледжа поддалась политическому нажиму и отозвала свой доклад, который вызвал недовольство представителей молочной промышленности штата Айова из-за содержавшейся в докладе рекомендации заменять сливочное масло, ставшее дефицитным, маргарином. В знак протеста Ш. и несколько его коллег ушли в отставку. В этом же году он поступил на должность профессора кафедры экономики Чикагского университета. В 1946 г стал заслуженным профессором, в 1952 г. был назначен заведующим кафедрой, а в 1972 г. при выходе на пенсию стал почетным профессором Чикагского университета.
В начальный период своей работы в Чикаго Ш. особенно интересовался общемировыми сельскохозяйственными проблемами. В составленном под его руководством сборнике "Продовольствие для мира ("Food for the World", 1945), содержащем материалы, представленные для организованной Ш. конференции, обращалось внимание на факторы снабжения продуктами питания, занятую в сельском хозяйстве рабочую силу, технологию, квалификацию фермеров и капиталовложения в фермерское хозяйство. После 2-й мировой войны Ш. включился в изучение широкого круга проблем экономического развития, его интерес к этим проблемам был вызван экономическим ростом, наблюдавшимся в Западной Германии в результате получения ею финансовой и материальной помощи по плану Маршалла.
В 50-е гг. Ш. руководил проектом "Технологическая помощь Латинской Америке", охватывающим все секторы экономики слаборазвитых стран, включая сельское хозяйство. В эти годы он одним из первых обратился к исследованию так называемого "человеческого капитала". Согласно Ш., образовательный уровень населения в значительной степени определяет его способность использовать информацию и технологию для развития, равно как и для структурной перестройки экономики. Несмотря на то, что стоимость земли и оборудования, по словам Ш., рассчитывалась с большой точностью, мало что было известно относительно ценности "человеческого капитала". В статье "Создание капитала благодаря образованию" ("Capital Formation by Education"), опубликованной в "Журнале политической экономии" ("Journal of Political Economy", 1960), Ш. представил свои оценки стоимости рабочей силы, включая расходы на образование, равно как и стоимости труда, потерянной человеком за время его учебы. Эта величина была хорошо известна фермерским и рабочим семьям, которые рассчитывают на то, что их дети смогут пополнять семейные доходы в возможно более раннем возрасте. Однако она совершенно игнорировалась экономистами и была поставлена ими под сомнение, когда в своих работах Ш. обозначил ее в качестве предмета исследования. И хотя расчеты Ш. не были и не могли быть точными во всех отношениях, а сам он обращался к своим студентам и коллегам с просьбой их уточнить, тем не менее его концепция постепенно завоевывала признание, пока многим не стало ясно, что капиталовложения развивающегося мира в образование (т.е. в человеческий капитал) могут оказаться решающим фактором для экономического развития этих стран. Ш. приобрел славу основоположника революционного открытия о важности "вложений в человеческий капитал". Ш. понимал эту категорию в самом широком смысле. К такого рода инвестициям он относил прямые затраты на образование в стенах учебных заведений, дома, на работе, а также капиталовложения в сферу здравоохранения, образования и науки.
На междисциплинарных симпозиумах и круглых столах, в своих докладах Ш. продолжал выступать с доказательством того, что для слаборазвитых стран инвестиции в человеческий капитал и сельское хозяйство даже важнее, чем капиталовложения в машины и промышленные предприятия. Он призывал других ученых отказаться от того, что он называл "интеллектуальными ошибками" традиционных экономистов - от их стремления ограничиваться в своих расчетах учетом стоимости земли, вместо того чтобы делать упор на "качество человека как участника производства". Выступая против традиционного подхода к экономическим отношениям, Ш. стремился к тому, чтобы были приняты во внимание люди, действующие за рамками математических формул экономистов. Его первой публикацией по проблеме "человеческого капитала" была работа "Возникающая экономическая сцена и школьное образование" ("The Emerging Economic Scene and Its Relation to High School Education"), опубликованная в сборнике "Школа в новой эре" ("The High School in New Era", 1958). В 60-е гг. Ш. основал при Чикагском университете Центр сравнительного образования. Первый организованный им симпозиум провел обсуждение проблем, связанных со школьным обучением, капиталовложениями в образование и здравоохранение, а также с учебой на рабочих местах.
Проблемы человеческого капитала были освещены Ш. также в книгах "Вложения в человеческий капитал": роль образования и научных исследований" ("Investment in Human Capital: The Role of Education and of Research", 1971) и "Инвестиции в людей: экономика качества населения" ("Investing in People: The Economics of Population Quality", 1981). Теория человеческого капитала отражала переориентацию экономической науки с проблем использования трудовых ресурсов на проблемы создания качественно новой рабочей силы в условиях НТР. Ш. исследовал также демографические аспекты этой проблемы, обобщив результаты в ряде сборников, изданных под его редакцией, в том числе "Брак, семейный капитал и рождаемость" ("Marriage, Family Human Capital, and Fertility", 1974) и "Экономика семьи" ("Economics of the Family", 1974).
В монографии "Преобразование традиционного сельского хозяйства" ("Transforming Traditional Agriculture"), вышедшей в 1964 г. в серии Йельского университета "Исследования по сравнительной экономике", Ш. доказывал, что даже в примитивном хозяйстве фермеры действуют рационально и используют свои ресурсы эффективно в пределах той информации, которая им доступна. Он подчеркивал важность проблемы, связанной с деятельностью в условиях несбалансированности, риска и неопределенности, обычных при применении новых методов хозяйствования даже тогда, когда преимущества этих методов очевидны. Исследования в этой области были вызваны так называемой "зеленой революцией" - попытками увеличить сельскохозяйственное производство при помощи применения генной инженерии и других технологических методов, частично разработанных Н.Борлоугом. Там, где не удавалось увеличивать производство сельскохозяйственной продукции с помощью займов и субсидий, гибридные семена и новая технология обеспечивали повышение урожаев, что особенно наглядно проявилось в Индии, Пакистане и на Филиппинах. Эта работа Ш. обозначила новую область в современной экономической науке.
Позднее Ш. проявлял особенно большой интерес к проблемам образования женщин и к высшему образованию молодежи, которая могла бы применить свои знания в наиболее подходящей с культурной точки зрения форме для улучшения условий здравоохранения, благосостояния и экономического процветания народов "третьего мира". Он с оптимизмом относился к возможностям развития бедных народов в регионах с преобладанием сельскохозяйственного населения. "Бедные народы, живущие в странах с низким уровнем доходов, не являются заложниками, скованными железными обручами нищеты, которую экономисты не способны разрушить", - писал он. Предлагаемая Ш. стратегия состояла в том, чтобы выправить возникающие повсеместно перекосы и сосредоточить внимание на возможных выборах и доступной информации. Его главной заботой было определить политику, которая могла бы способствовать расширению скрытых в сельском хозяйстве возможностей и использованию их. Это и стало составной частью его стратегии динамического роста. В своих исследованиях динамического развития Ш. с особым вниманием относился к проблемам справедливости, в том числе к структуре заработков и их возрастающей неравномерности, что также включалось им в понятие динамического развития.
Ш. получил Премию памяти Альфреда Нобеля по экономике за 1979 г. совместно с У. А. Льюисом "за новаторские исследования экономического развития, в особенности применительно к проблемам развивающихся стран". В речи на презентации лауреатов Э. Лундберг, член Шведской королевской академии наук, называл Ш. "первым ученым, обобщившим анализ воздействия инвестиций на производительность в области сельского хозяйства. Ш. и его ученики показали, что американская экономика в течение длительного времени получала более высокий доход от человеческого, чем от
вещественного капитала."
На протяжении всей своей жизни Ш. сочетал преподавание и научную работу с практическими исследованиями. Где бы он ни был, выполняя задания разного рода или участвуя в работе симпозиумов, он использовал поездки для знакомства с положением местных фермерских хозяйств. "На протяжении ряда лет я часто посещал многие страны с низким доходом, - вспоминал Ш. в автобиографическом очерке. - Чтобы узнать то, что я хотел знать, я ездил в сельскую местность и посещал сами фермы".
В 1930 г. Ш. женился на Эстер Флоренс Верт. У них две дочери и сын. Коллега Ш. по Йельскому университету описывал его как "свободного в своих убеждениях идеалиста, общительного энтузиаста, которого никогда не утомляет преподавательская деятельность". Когда в возрасте 77 лет Ш. получил Нобелевскую премию, он все еще ежедневно ходил пешком в Чикагский университет.
Помимо Нобелевской премии Ш. был удостоен в 1972 г. медали Фрэнсиса Уолкера, присуждаемой Американской экономической ассоциацией, и в 1976 г. медали Леонарда Элмхерста Международной сельскохозяйственной экономической ассоциации. Он является членом Американской экономической ассоциации и американской Национальной академии наук, членом-основателем Национальной академии образования и членом Американского философского общества, а также Американской академии наук и искусств. В качестве президента Американской экономической ассоциации в 1960 г. Ш. был по приглашению АН в СССР. В 1990 г. в составе большой делегации американских бизнесменов, политиков и ученых он вновь посетил Россию. Ш. занимал посты директора и вице-президента Национального бюро экономических исследований (1949-1967), управляющего Международным центром исследований проблем развития в Канаде, попечителя Совета по народонаселению при Институте текущих мировых проблем и Международной службы сельскохозяйственного развития. Он получил почетные ученые степени от Гриннелл-колледжа и Колледжа (Университета) штата Южная Дакота, Иллинойского, Висконсинского, Дижонского и Чилийского католического университетов, а также университетов штатов Мичиган и Северная Каролина.
Основные труды: The Tariffs on Barley, Oats, and Corn. Madison, 1933; Agriculture in an Unstable Economy. New York, 1945; Production and Welfare of Agriculture. New York, 1949; Measures for Economic Development of Underdeveloped Countries. New York, 1951 (в соавт.); The Economic Organization of Agriculture. New York, 1953; The Economic Value of Education. New York, 1963; Transforming Traditional Agriculture. New Haven, 1964; Economic Growth and Agriculture. New York, 1968; Investment in Human Capital: The Role of Education and of Research. New York, 1971; Economics of the Family: Marriage, Children, and Human Capital. Chicago, 1974 (ред.); Distortions by the International Donor Community. Promoting Increased Food Production in the 1980's. Proceedings of the Second Annual Agticultural Sector Symposia. 1981, January 5-9. Washington, 1981; Investing in People: The Economics of Population Quality. Berkeley, 1981.
О лауреате: New York Times. 1979, October 17; Ranis G. The 1979 Nobel Prize in Economics//Science. N 206. 1979, December 21, pp. 1389-1391; Sills D.L (ред.). International Encyclopedia of the Social Sciences: Biographical Supplement. Vol. 18. New York 1979; Scandinavian Journal of Economics. 1980. Vol. 82. N 1.
Литература на русском языке: Маркетинг. 1992. N 4. С. 123-126.