economicus.ru
 Economicus.Ru » Галерея экономистов » Николай Федорович Федоров

Николай Федорович Федоров
(1829-1903)
Nikolay F. Feodorov
 
Исупов К., Савкин И. Русская философия собственности (XVII-XX вв.). - СПб.: СП "Ганза", 1993. - 512 с.
Н. Ф. ФЕДОРОВ
Федоров Николай Федорович (1829-1903) - русский мыслитель. основоположник русского космизма, С Федорова начинается линия активно-эволюционной ноосферной мысли XX иска. ныне обозначаемая именами В. И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена. К. Э. Циолковского и Л. Л. Чижевского. Аким Волынский (Флексер). декадент и ницшеанец, редактор "Северного Вестника", счел возможным утверждать. что уже одним явлением Федорова искуплены все грехи и преступления русского народа: "рождением и жизнью Федорова оправдано тысячелетнее существование России". Жизнь Федорова не изобиловала особыми событиями. Самыми яркими точками его жизненного пути были начало и конец, причем обстоятельства рождения породили особенно много легенд. Долгое время было известно только имя отца Федорова - князя П. И. Гагарина. Род Гагариных восходит к Рюрику, к св. Владимиру, крестившему Русь, к Юрию Долгорукому. Дед Федорова по отцу - крупный сановник, сенатор, действительный тайный советник, управляющий двора великой княгини Екатерины Павловны, видный масон (учредитель ложи Орла Российского в Петербурге, открытой в день восшествия на престол Александра II и ему посвященной), известный меценат, страстно любивший театр и трагедийных актрис. На одной из них, бывшей крепостной, он и женился вторым браком в 57 лет. Его сын, Павел Иванович Гагарин, умер в нищете, не получив никакой помощи и участия от своих братьев, богатых и могущественных вельмож. Согласно справке, представленной в Тамбовскую гимназию и найденной лишь в 1985 году в местном архиве, Николай Федоров родился от "дворянской девицы Елизаветы Ивановой". Кроме имени, о ней ничего не известно. Как незаконнорожденный, свою фамилию и отчество Федоров получил от приходского священника Николая Федорова и своего воспреемника при крещении Федора Белявского. Николай н его сводный брат Александр Ленский, незаконнорожденный сын князя и оперной примадонны, получили начальное образование в Шатском уездном училище, продолжив его затем в Тамбовской гимназии и Ришельевском лицее. Отучившись в лицее два года, внезапно оставляют учебу в 1851 году "по домашним обстоятельствам". Умер дядя, Константин Иванович Гагарин, из человеколюбия принимавший участие в судьбе незаконнорожденных сыновей брата и оплачивавший их обучение. Осенью того же года Федоров переживает душевный переворот, совершившийся на фоне этих горестных утрат и определивший путь его дальнейших исканий. В этот год ему открылась основная идея будущего учения - "мысль, что чрез нас, чрез разумные существа природа достигнет полностью самосознания и самоуправления, воссоздаст все разрушенное, и разрушаемое еще, по ее слепоте". Федоров приходит к уникальному в отечественной н мировой философской мысли выводу о необходимости активно-иманентного воскрешения умерших (родителей), об условности апокалиптических пророчеств и Страшного суда. Категорический отказ принять естественный порядок, при котором сыновья обречены на то, чтобы вытеснять из жизни отцов, осознание глубокого сиротства каждого человека побуждает Федорова переформулировать основной метафизический вопрос: "Почему сущее существует?", - принимающий у него необычный вид: "Почему живущее страдает и умирает, а умирающее не оживает?" Иными словами, "как понять..., что за воскрешением Христа не последовало воскрешение всех?" В связь с этим ставится и отношение к науке и фабрично-промышленной цивилизации в целом, а также к частной собственности как ее принципу. Даже на посмертно изданной книге, в которой собраны его творения, вместо цены было отпечатано "не для продажи". Два с лишним года он размышляет об открывшемся ему. не отвлекаясь, по-видимому, на службу, но с 23 февраля 1854 года, выдержав надлежащие испытания, определяется учителем истории и географии в Липецкое уездное училище, вынужденный к тому стесненностью в средствах. Из Липецка он переводится в Богородск, затем в Углич, Одоево. Боровск и, наконец, в Подольском уездном училище заканчивается его учительство (1868). Еще ранее, в апреле 1867 года. уволившись из Боровского училища, он пешком ушел в Москву к своему ученику Н. П. Петерсону, правда, тогда ему не удалоесь основательно устроиться. Лишь через год. когда Петерсон. отправившись к новому месту службы, "передал" ему свое место помощника библиотекаря в Чертковской библиотеке, Федоров смог переселиться в Москву. После закрытия Чертковской библиотеки он переходит на службу в Румянцевский музей (Государственная библиотека им. Ленина). где прослужил еще четверть века. Выйдя в отставку, живет у своего ученика Петерсона в Воронеже, а затем совершает длительную поездку в Асхабад. куда к тому времени переехал Петерсон. Умер в Москве, в Мариинской больнице для бедных, похоронен па кладбище Скорбященского монастыря. Могила мыслителя была снесена в 1929 году. а кладбище утрамбовано под спортивную площадку. Так осуществилось мрачное пророчество Федорова о "превращении кладбищ в гульбища" и о нравственном одичании общества, забывшего заповеди "первенца из мертвых" Христа-Спасителя.
Ввиду необычности места, которое занимает Н. Ф. Федоров в традиции отечественной мысли (ибо она обращена к "отцам", к исполнению морального долга "возвращения" им жизни, которую они нам дали), анонимности его творчества (некоторые статьи он либо не подписывал совсем, либо ставил знак "╧"), недостаточной изученности его творчества (многие его работы до сих пор не опубликованы). имеет смысл полнее представить библиографию работ Федорова. включив сюда известные в настоящий момент рукописи, хранящиеся в архивах Москвы и Петербурга, а также более полно представить литературу о жизни и творчестве Федорова. Не исчерпывая ∙этой темы, предлагаемая библиография хотя бы в некоторой степени возместит досадное отсутствие таковой в литературе, посвященной Федорову.
СОЧИНЕНИЯ
Философия общего дела. Статьи, мысли письма Николая Федоровича Федорова, изданные под редакцией В. А. Кожевникова и Н. П. Петерсона. Т. 1. Верный. 1906 (тиражом в 480 экз. с грифом "Не для продажи"): Т. 3. Москва, 1913:
Философия общего дела. Т. 1. Вып. 1. Харбин. 1928: Т. 2. Вып. 2. Харбин. 1929:
Отдельные статьи и фрагменты из неопубликованного "Третьего тома" см.: Из третьего тома "Философии общего дела"/Путь. 1928, ╧ 10 (Париж);
"Фауст" Гете и народная легенда о Фаусте/Контекст - 1975. М., ,977.С.311-343:
Из материалов к третьему тому "Философии общего дела" Н. Ф. Федорова/Контекст- 1988. М.. 1889. С. 278-351.
Значительное количество публикаций, как правило, анонимных или под чужими фамилиями, - в провинциальных газетах в 1890-е годы ("Дон", "Пензенские губернские новости", "Асхабад"), а также в московских газетах ("Русские ведомости", "Московские ведомости", "Новое время").
Велико рукописное наследие Федорова. Ниже мы перечисляем некоторые из неопубликованных вещей, хранящихся в Петербурге (РО ИРЛИ) и в ГБЛ в Москве: Баженовский Кремль; Бессмертие как привилегия сверхчеловеков (по поводу статьи В. Соловьева о Лермонтове); Внутренняя роспись храма: Второй собор: "За пределами нынешнего мрака и света...": К вопросу о памятнике В. П. Каразину; "Не признавать верным определение культуры как умирания и вырождения". Не убий; Ницше и мощи: О Румянцевском музее; Проект соединения церквей; Разоружение; Ребяческий анархизм; Что значит карточка, приложенная к книге; История как факт и как проект; О нравственности и мистицизме у Ницше; О цели в жизни; О вере и знании; В чем должно искать спасения человечества; Мир как воля и представление; О свободе совести; Мысль и сила; О памятнике Александру III; Мысли о философии религии; Возможен ли мир; "В Сыне человеческом дан не только долг, но и содержание этого долга..."; Три ужаса; Символ веры...; Эволюция и коллективизм; Воскрешение и объединение; О картине Ге; О честности; О Достоевском и долге воскрешения; Реализм и мистицизм; Необходимое и должное; Историчность человека; О Нагорной проповеди; О протестантизме; Москва - Третий Рим...; О причинах падения Византийской Империи; Откуда пошло славянофильство; Долг и свобода; О стадной переписи; Об армии;: Эстетический кризис; О языке; Проективное определение литературы; Кризис социализма; Кризис марксизма; О Лавре; Что значит поклонение младенцу?; Золото и прах; О 200-летнем юбилее Петербурга; О родовом совершеннолетии; Ученое сословие как отживающее; О Московском Кремле в философско-историческом аспекте; Кремль и Пасха; Отцы Кремля; Пасхальные вопросы; Смысл Евангелия от Иоанна и Евангелия вообще; Как надо читать Евангелие.
ЛИТЕРАТУРА
Кожевников В. А. 1) Николаи Федорович Федоров. Опыт изложения его учения по изданным и неизданным произведениям, переписке. личным беседам/Русский Архив. 1904-1906 гг.: 2) Николай Федорович Федоров. Мыслитель/Русский Архив. 1905, ╧ 7: 3) Николай Федорович Федоров. Ч. I М.. 1908:
Петерсон Н. П. 1) Николай Федорович Федоров и его книга "Философия общего дела" в противоположность учению Л. Н. Толстого о непротивлении и другим идеям нашего времени. Верный, 1912: 2) О Религиозном характере учения Н. Ф. Федорова. М.. 1915:
Бартенев С. П. Н. Ф. Федоров/Русский Архив. 1909. ╧ 1:
Гинкен А. А. Идеальный библиотекарь/Библиотекарь. Вып. 1, 1911;
Булгаков Г. Н. 1) Загадочный мыслитель/Московский еженедельник. 1908, ╧ 48; 2) Свет невечерний. М., 1917;
Бердяев Н. А. 1) Религия воскрешения: "Философия общего дела" Н. Ф. Федорова/Русская мысль. Кн. 7, 1915; 2) Смысл творчества. М., 1916 (М., 1989); 3) Истоки и смысл русского коммунизма. Париж, 1955 (М., 1990). 4) Русская идея/О России и русской философской культуре. М., 1990;
Зеньковский В. В. История русской философии. В 2-х тт. Т. 2. 2-е изд. Париж, 1989.;
Флоровский Г. В. 1) Проект мнимого дела/Современные записки IX. Париж, 1937;
Ильин Вл. Религиозно-философские взгляды Н. Ф. Федорова/Евразийский сборник. Вып. 6 (Париж), 1929;
Лосский Н. О. История русской философии. Мюнхен, 1954 (М. 1991.С.85-92);
Шестов Л. Умозрение и откровение. Париж, 1964;
Трубецкой Е. Н.: 1) Жизненная задача Соловьева и всемирный кризис жизнепонимания/Вопросы философии и психологии, 1912. Сентябрь-октябрь; 2) Несколько слов о Соловьеве и Федорове/Там же (1913. Май-июнь);
Голованенко С. А. Философия общего дела/Богословский вестник, 1913. Т. III. Декабрь;
Ценные замечания о Федорове разбросаны в переписке В. А. Кожевникова с о. Павлом Флоренским (Вопросы философии, 1991, ╧ 6. С.85-151). См. многочисленные статьи о Федорове в сборниках "Вселенское дело" (Одесса, 1914. и Рига, 1935), в издававшемся с 1912 года Ионой Брчхничевым в журнале "Новое вино" (орган голгофских христиан), а также в эмигрантских изданиях: парижские "Верстьы" ╧ 3 за 1928 год целиком посвящены Федорову, в парижской газ те "Евразия". Серия работ о Федорове была издана его последователями в Харбине:
Сетницкий Н. А. 1) О конечном идеале, 1932; 2) Капиталистический строй в изложении Н. Ф. Федорова. 1926: 3) Русские мыслители. 1926;
Остромиров Л. (Горский А. К.) Николай Федорович Федоров и современность. Очерки. Вып. I-IV. 1928-1933:
Горностаев А. К. (Горский А. К.) Рай на земле. Идеология творчества Ф. М. Достоевского. Ф. М. Достоевский и Н. Ф. Федоров. 1929; см. ранние работы Горского, опубликованные в "Южно-Русском музыкальном вестнике" (Одесса, 1915-1916 гг.). а также написанную им в соавторстве с Н. Сетницким (опубликована в 1926 году в Харбине без указания авторства) книгу "Смертобожничество". В 1920-е годы проблема практического достижения бессмертия оживленно обсуждалась в Советской России на страницах таких послереволюционных изданий, как "Биокосмист". "Бессмертие" (орган северной группы биокосмистов-имморталистов. выходил в Петрограде; ╧ 1 от 25.11.1922, в научных кругах и в художественной литературе ("Собачье сердце" М. А .Булгакова).
Из работ, посвященных Федорову и развитию его учения:
Горностаев А. К. Николай Федорович Федоров/Известия, 28.12.1928.
Муравьев В. Овладение временем. М., 1924;
Миновали десятилетия замалчивания "неудобных" имен и нот в 1970 годы берет разбег новая волна интереса к жизни и творчеству Федорова:
Львов Вл. Загадочный старик. Л.. 1977:
Семенова С. Николай Федорович Федоров. Жизнь н учение /Прометей. 1975, ╧ 11;
Скатов Н. 1) Спор двух утопистов/Звезда. 1978. ╧ 8: 2) Лев Толстой и Николай Фсдоров/Огонек. 1978. ╧ 37.
Борисов В. "Идеальный" библиотекарь/Альманах библиофила. М., 1979.С.201-206;
Обширный цикл статен и несколько книг о Федорове написаны С. Г. Семеновой:
Об одном идейно-философском диалоге. (Л. Н. Толстого и Н. Ф. Федорова/Север. 1980. ╧ 2: Николай Федорович Федоров н его философское наследие/ Н. Ф. Федоров. Соч. М.. 1982: Активно-эволюционная мысль Вернадского/Прометен. М., Т. 15, 1988: Московский Сократ. Жизнь, учение, судьба идей Николая Федорова/Волга. 1989. \о 9-12; Из материалов к третьему тому "Философии общего дела" Николая Федоровича Федорова. Предисловие/Контекст. 1988, М.. 1989: Высшая идея существования. Толстой. Достоевский. Федоров/Семенова С. Преодоление трагедии. Вечные вопросы в литературе. М.. 1989; Преодоление трагедии. (История и культура в мысли Николая Федоровича Федорова)/Российский ежегодник'89. Вып. I. М., 1990: Этика "Общего дела" Николая Федоровича Федорова/Знание, Серия "Этика" 1989. ╧ 7: Николай Федоров. М.. 1990:
См. также:
Гречко П. К., Епископов Г. Л. Николаи Федорович Федоров: Философия дела как дело философии/Вестник Моск. ун-та. Серия 7. Философия. 1981, ╧6;
А. М. Воскресение чаемое или восхищаемое? / Богословские труды.Т. 11. М.. 1983:
Пазилова В.П. Критический анализ религиозно-философского учения Николая Федоровича Федорова. М.. 1985:
Фролов И. Т. О смысле жизни. о смерти и бессмертии человека. М" 1985;
Сулих С .И. А. М. Горький и Н. Ф. Федоров/Рус. литература. 1986. N" 1:
Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития, М.. 1987. Сс. 10. 259-268, 2S4-292:
Гиренок Ф. И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М., 1987 (гл. б):
Гулыга А. 1) "Философское наследие": 80 томов/Лит, газета. 29.09.1979; 2) Космическая ответственность духа/Наука и религия. 1989. N" 8:
Линник Ю. В. Николай Федорович Федоров (1828- 1903)/Север. 1989. ╧ 2:
Корольков А. А., Савкин И. А. Экологическая традиция в русской культуре/Экология и культура. Л.. 1989:
Вишев И. И. Проблема личного бессмертия./Новосибирск. 1990:
Коган Ю. А. Философия Н. Ф. Федорова/Вопросы философии. 1990. ╧ 11:
Никитин В. Н. Ф. Федоров н Православие/Начало. 1991. ╧ 3:
Сборники:
Русский космизм и ноосфера. Материалы всесоюзной конференции Ч. 1-2, М., 1989:
"Общее дело". Материалы Всесоюзных федоровских чтений в г. Боровске 14-15 мая 1989 г. М., 1990:
Русский космизм. Материалы II и III Федоровских чтении в Mocкве в 1989-1990 гг. Ч. I. M.. 1990.
Овладение временем. М.. 1924:
Как найти и купить книги
Возможность изучить дистанционно 9 языков

 Copyright © 2002-2005 Институт "Экономическая школа".
Rambler's Top100