Функция информирования о ценах включает также свойство почти мгновенно регистрировать малейшие изменения внешних условий. Таким образом, каждый член общества получает возможность "приспособить свои решения к общему направлению изменений экономической системы в целом"8. Конкуренция исполняет роль "процедуры открытий": ее "...следует рассматривать как процесс, посредством которого агенты получают и передают знания"9. Благодаря процессу взаимодействия, в центре которого выступает обмен, агенты включают в стратегию собственного поведения изменения в поведении других людей, которые, в свою очередь, являются результатом изменений окружающей хозяйственной среды. Конкуренция принуждает агентов к такой адаптации под угрозой удаления с рынка. Защита Хайеком свободы носит, следовательно, "консеквенциолистский" характер (т.е. апеллирует к последствиям): полученная информация, обеспечивая людям свободу в их поступках и в использовании знаний, сама будет использована наиболее быстрым и оптимальным образом; "кибернетического" процесса самоорганизации экономической деятельности можно добиться, выполняя правила игры. Эти характеристики придают рыночной системе свойства эффективности, хотя и в неравной мере.
В рамках анализа цен, рассматриваемых в качестве векторов коммуникации, особое значение приобретает роль предпринимателя. Предприниматель предстает в качестве своеобразной причины в механизме рынка.
Развитый Израилем Кирзнером10 (р. 1930) анализ функций предпринимателя является значительным вкладом в освещение австрийской школой природы рынка.
Специфическое качество "кирзнеровского" предпринимателя заключается в его способностях воспринимать и осваивать возможности получения прибыли. Благодаря способности понимать обстановку на местах, но главным образом из-за своей бдительности ("alertness") ему удается создать такое сочетание видов деятельности и обмена, которое было бы невозможно без его посредничества. Но если учесть фактор "рассеянного знания", тогда его деятельность не ограничится предоставлением наилучших средств для существующих целей. Предприниматель способен изобрести и реально создать новые условия деятельности, предоставить индивидам возможность следовать целям, которые ранее были для них недоступны. Воплощая в жизнь иные способы организации работы, он становится творцом, изменяющим окружающую среду, которая для других является чем-то ранее заданным. В то же время его деятельность порождает длительные изменения в самих контурах экономической сферы, вызывая сдвиги в общей структуре цен, трансформацию деловой активности и поиск новых возможностей получения прибыли. Все это, в свою очередь, будет использоваться другими предпринимателями и т.д. Таким образом, предпринимательская функция лежит в основе экономической динамики. Осуществление этой экономической динамики объясняется при помощи австрийской концепции рынка как процесса, а также тем фактором, что отныне невозможно говорить о равновесии, но лишь о тенденции к равновесию.
Кроме того, предприниматель сам является условием рынка, выступая в качестве своеобразного вектора совмещения спроса и предложения, он становится необходимой предпосылкой формирования цен. Его функция заключается в определении спроса и предложения индивидов и объединении их посредством определенной структуры обмена. Предприниматель, таким образом, является необходимым человеческим фактором при формировании рыночных цен, и как таковой он превращается в инициатора обобществления знаний.
Определение информационной функции цен и анализ условий их формирования привели австрийских теоретиков кряду практических выводов. Эти последние обусловили их протест против самого факта существования и функционирования социалистической экономики, по крайней мере - решительный отказ от идеи ее превосходства над экономикой капитализма11. Параллельно они провели анализ последствий финансового вмешательства государства в сферу рыночных цен.